Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу n А48-3128/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 марта 2014 года                                                        Дело № А48-3128/2013

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года

В полном объеме постановление изготовлено 05 марта 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Осиповой М.Б.,

судей          :                                                                                    Ольшанской Н.А.,

Скрынникова В.А.

                                                       

при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Ю.А.,

при участии в судебном заседании:

от Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт»: Новосельцева Е.И., по доверенности № 4 от 04.12.2013 (сроком до 31.12.2014);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.11.2013 по делу № А48-3128/2013 (судья Соколова В.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» (ОГРН 1115742001682, ИНН 5754020600) к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (ОГРН 1035752001680, ИНН 5752031036) о признании недействительным решения от 27.08.2013 № 94,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт»  (далее – Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее – Управление, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 27.08.2013 № 94 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.11.2013 решение УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 27.08.2013 № 94 признано недействительным.

Суд взыскал с УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворении заявленных требований Общества отказать.

В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на обстоятельства, установленные в ходе выездной проверки и свидетельствующие о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов на сумму 90000 руб.

Так, Управление указывает, что в 2012 году на основании личных заявлений сотрудников ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» и в соответствии с приказами руководителя организации выплачивалась материальная помощь в связи со смертью сестры (брата). Выплаченная сумма материальной помощи составила 90000 руб.

Управление полагает, что суммы выплат материальной помощи в связи со смертью сестры (брата), подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Выводы суда первой инстанции о том, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, управление считает незаконными.

Так, пенсионный фонд указывает, что с 2011 года объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) являются все выплаты в пользу работников в денежной и натуральной форма, производимые работодателем в рамках трудовых отношений, в том числе, как на основании положений трудового договора, так и при тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем.

По мнению Управления, к указанным выплатам относятся все выплаты (за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ), производимые работодателем в пользу работников, то есть производимые в силу наличия трудовых отношений между ними, а не только выплаты, которые являются непосредственно оплатой за труд.

В судебное заседание не явилось Управление, которое извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

От Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Управления.

На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области.

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражает против доводов Учреждения, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Общества явившегося в судебное заседание,  обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области в период с 05.01.2013 по 07.06.2013 проведена выездная проверка ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 24.08.2011 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 29.07.2013 № 173.

По результатам рассмотрения акта, возражений на акт и материалов проверки Управлением вынесено решение от 27.08.2013 № 94 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Согласно решения ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 3852 руб., Обществу начислены страховые взносы в сумме 19260 руб. и пени в сумме 2455,45 руб.

Как следует из оспариваемого решения пенсионного фонда основанием для привлечения Общества к ответственности явилось установленные в ходе выездной проверки факты  занижения Обществом облагаемой базы на суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателем работнику в связи со смертью сестры (брата) в сумме 90000 руб.

В ходе проверки установлено, что в 2012 году на основании личных заявлений сотрудников ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» и в соответствии с приказами руководителя организации, выплачивалась материальная помощь в связи со смертью сестры (брата). Выплаченная сумма материальной помощи составила 90000 руб., в том числе:

-          на основании приказа от 27.03.2012 № 81 выплачена Никитаевой Т.В. материальная помощь в размере 30000 руб. в связи со смертью сестры;

-          на основании приказа от 23.05.2012 № 153 выплачена Пимонову В.А. материальная помощь в размере 30000 руб. в связи со смертью брата;

-          на основании приказа от 08.08.2012 № 255 выплачена Бобылевой Е.Л. материальная помощь в размере 30000 руб. в связи со смертью сестры.

Страховые взносы в отношении сумм  материальной помощи в связи со смертью сестры (брата) страхователем начислены не были.

Как указал пенсионный фонд в оспариваемом решении, в соответствии с п.п. «б» п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Исходя из положений статьи 2 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) к членам семьи гражданина относятся его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители) и дети (в том числе усыновленные).

Таким образом, сестры и братья не относятся к членам семьи работника согласно положениям Семейного кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, пенсионный фонд пришел к выводу, что вышеуказанные выплаты суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателем работнику в связи со смертью сестры (брата), в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами и соответственно подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Не согласившись с указанным решением пенсионного фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования Общества о признании недействительным решения Управления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Видами социальных страховых рисков, как это следует из ст. 7 Федерального закона № 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу ст. 20 Федерального закона № 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом о страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд

Согласно абз. 3 ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

При этом, согласно ст. 33 Федерального закона № 212-ФЗ такой контроль может осуществляться путем проведения камеральных и выездных проверок.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона № 165-ФЗ право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования предоставляется страховщику, в рассматриваемом случае – пенсионному фонду.

На основании п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ страхователи, определяемые

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу n А48-2346/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также