Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2007 по делу n А48-3166/07-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 декабря 2007 года                                                            Дело № А48-3166/07-13

г. Воронеж

 

Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено  24.12.2007 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Осиповой М.Б.,

судей                                                                                     Михайловой Т.Л.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондратьевой Н.С.,

при участии:

от ФГУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области: Тимонин В.Л. – юрисконсульт по доверенности б/н от 09.08.2007 г. сроком на один год без права передоверия, паспорт серии 54 02 № 388871 выдан Урицким РОВД Орловской области 28.08.2002 г.;

от Межрайонной инспекции ИФНС России № 1 по Орловской области: представители не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.10.2007 года по делу № А48-3166/07-13 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению ФГУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области к Межрайонной ИФНС России № 1 по Орловской области о зачете налога.

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение Исправительная колония № 5 Управления федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области (далее – ФГУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Орловской области (далее – МРИФНС России № 1 по Орловской области, Инспекция) о зачете суммы ЕСН, уплаченной за период 2005-2006 гг. в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 16 797 руб. и территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 37 072 руб., в счет предстоящих платежей по налогам, погашения недоимки по налогам (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.10.2007 года по делу № А48-3166/07-13 заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд обязал МРИФНС России № 1 по Орловской области зачесть ФГУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области уплаченный в 2005-2006 гг. единый социальный налог в федеральный бюджет обязательного медицинского страхования в сумме 16 797 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме в сумме 37 072 руб. в счет предстоящих платежей по налогам, погашения недоимки по налогам.

МРИФНС России № 1 по Орловской области не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.

В судебное заседание не явилась МРИФНС России № 1 по Орловской области, которая извещена о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

На основании ст.ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие Инспекции.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ФГУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, 20.04.2007 г. ФГУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области в адрес МРИФНС России № 1 по Орловской области и Управления ФНС России по Орловской области направило письмо № 58/35/18-2456 «О возврате (зачете) излишне уплаченного ЕСН», в котором просило зачесть уплаченные суммы единого социального налога (далее- ЕСН) за период 2005-2006 гг., перечисленные в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования в суммах 16 797 руб. и  37 072 руб. соответственно, в счет предстоящих платежей по иным налогам или в счет погашения задолженности по налогам.

Указанные суммы ЕСН были начислены и уплачены Учреждением с выплат в пользу осужденных.

МРИФНС России № 1 по Орловской области и Управление ФНС России по Орловской области в направленных  Учреждению письмах от 28.05.2007 г. № 11-04/6720 и 22.05.2007 г. № 17-09/05604 указали, что оснований считать начисленные и уплаченные суммы ЕСН с выплат в пользу осужденных в 2005-2006 гг. излишне уплаченными не имеется, соответственно оснований для проведения зачета у Инспекции не имеется.

Не согласившись с отказом Инспекции в проведении зачета, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не поименованы в статье 238 НК РФ как не подлежащие обложению единым социальным налогом. Статьей 239 Кодекса также не предусмотрены льготы в отношении вышеуказанных выплат.

В пункте 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) указано, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право осужденных на медицинскую помощь закреплено в статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г. № 5487-1.

В соответствии с п. 6 ст. 12 УИК РФ указано, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Вместе с тем, право осужденных на медицинскую помощь реализуется и обеспечивается в особом порядке. Для обеспечения медицинской помощи осужденным в уголовно-исполнительной системе организованы лечебно-

профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии со статьей 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 224 (далее - Правила), и законодательством Российской Федерации.

Согласно параграфу 19 Правил в исправительных учреждениях осуществляются: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение.

Согласно статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следующие лица: задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, - имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.

Таким образом, на основании норм действующего законодательства, устанавливающих особенности порядка предоставления медицинской помощи и ее финансирования, в том числе положений перечисленных нормативных актов, оказание медицинской помощи осужденным осуществляется не за счет Фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, потому выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются ЕСН в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. В то же время эти выплаты и вознаграждения учитываются при расчете налоговой базы по ЕСН в части, направляемой в федеральный бюджет и Фонд социального страхования Российской Федерации.

В главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют специальные положения относительно налогообложения выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания

наказания, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. Принимая во внимание особый характер названных выплат, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.2002 г. № БГ-3-05/344 (далее - Методические рекомендации) разъяснило, что выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не являются объектом налогообложения в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования (пункт 2.1.4). Приказом от 23.01.2004 г. № БГ-3-5/38@ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам признало утратившим силу приказ от 05.07.2002 г. № БГ-3-05/344 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога», однако законодательство  в части особого порядка налогообложения выплат, получаемых осужденными за производимые работы во время отбывания наказания, до настоящего времени не изменялось.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФГУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области заключены договоры на медицинское обслуживание с МУ «Нарушинская центральная районная больница Урицкого района Орловской области», ОГУЗ «Орловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями», ОГУЗ «Орловская областная клиническая больница», предметом которых является оказание медицинской помощи и иных медицинских услуг осужденным.

Оплата ФГУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области оказанных услуг данными медицинскими учреждениями, приобретение необходимых медикаментов за счет бюджетных средств, а также то обстоятельство, что выплаты и вознаграждения осужденным за выполнение работ учтены Учреждением при расчете налоговой базы по ЕСН в части, направляемой в фонды социального страхования, подтверждаются материалами дела и не оспорены Инспекцией.

В материалах дела имеется справка ФГУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области (л.д. 33) согласно которой, на заработную плату осужденных начислена и перечислена в фонды обязательного медицинского страхования: за 2005 г. в ТФОМС – 15 952 руб., в ФФОМС – 5 181 руб.; за 2006 г. в ТФОМС – 21 120 руб., в ФФОМС – 11 616 руб. Инспекцией данная справка не оспорена.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами

оспариваемых акты, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий государственный орган или должностное лицо.

МРИФНС России № 1 по Орловской области необходимых доказательств правомерности отказа в зачете спорных сумм ЕСН не представила.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

В силу п.п. 4, 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, а также недоимки по налогам осуществляется на основании заявления налогоплательщика и по решению налогового органа.

Факт оплаты спорных сумм ЕСН не оспаривается Инспекцией и подтверждается материалами дела.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Учреждения, обязав Инспекцию зачесть спорные суммы ЕСН.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные суммы ЕСН не являются излишне уплаченными в связи с тем, что Учреждением не внесены изменения в налоговые декларации, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку действующее налоговое законодательство не ставит обязанность налогового органа по возврату излишне уплаченных сумм налога в зависимость от внесения либо не внесения налогоплательщиком изменений в налоговые декларации.

Ссылки Инспекции на ответы Управлений ФНС России по иным субъектам РФ, согласно которым иные учреждения Федеральной службы исполнения наказаний включают выплаты осужденным в налоговую базу по ЕСН ,  не имеют правового значения в рассматриваемом деле, поскольку не свидетельствуют об отсутствии факта излишней уплаты спорных сумм налога Учреждением.

Иные доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования Арбитражным судом Орловской области при рассмотрении спора по существу, им дана надлежащая оценка,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2007 по делу n А14-10330/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также