Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2007 по делу n А14-4528/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 октября 2007 года                                                        Дело №А14-4528/2007

г.Воронеж                                                                                                       49/10                                                                                                    

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2007 года.                                                                                                                                                                               

Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2007 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Шеина А. Е.,

судей                                                                                        Осиповой М. Б.,

                                                                                                  Сергуткиной В. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С. А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Союз» – Ищенко В. В., представителя, по доверенности от 01.10.2007 года №9,

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа – представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже – представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2007 года по делу №А14-4528/2007/49/10 (судья Есакова М. С.),

                                                  УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Союз» (далее – ООО «Союз», общество) обратилось в суд с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа (далее – ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа, инспекция) произвести зачет ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии:

с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 01 02021 01 1000 1110 в сумме 44 608 руб. в счет погашения недоимки по НДФЛ (налог на доходы физических лиц) ;

с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01010 06 1000 110 в сумме 22 634 руб. в счет погашения недоимки по ЕСН  (единый социальный налог), уплачиваемый в федеральный бюджет;

с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01040 09 1000 160 в сумме 7 545 руб. в счет погашения недоимки ТФОМС (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования);

с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01030 08 1000 160 в сумме 4 150 руб. в счет погашения недоимки ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) (с учетом уточнения требований).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2007 года по делу №А14-4528/2007/49/10 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции нарушил нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Инспекция, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «Союз» перечислил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование платежными поручениями от 20.02.2007 года №10, от 27.02.2007 года №21, от 26.03.2007 года №28, налог на доходы физических лиц платежными поручениями от 20.02.2007 года №12, от 27.02.2007 года №20, от 26.03.2007 года, единый социальный налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, платежными поручениями от 20.02.2007 года №16, от 27.02.2007 года №18, от 26.03.2007 года №29, единый социальный налог, подлежащий уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, платежными поручениями от 20.02.2007 года №14, от 26.03.2007 года №27, единого социального налога, подлежащего уплате в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, платежными поручениями от 20.02.2007 года №15, от 26.03.2007 года №26.

При этом при оформлении платежных поручений от 20.02.2007 года №№12, 15, 16, от 27.02.2007 года №№18, 20, от 26.03.2007 года №№23, 26, 27, 29 был указан ошибочный КБК, в связи с чем денежные средства в общей сумме 128 804 руб. были перечислены на счет Пенсионного фонда Российской Федерации по КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на формирование накопительной части пенсии).

После обнаружения в указанных платежных документах ошибки ООО «Союз» обратилось в ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа с заявлением о зачете указанной суммы в счет уплаты других налогов. Общество просило налоговый орган перечислить из вышеуказанной суммы 49 867 руб. на КБК 18210202010061000160, 44 608 руб. - на КБК 18210102021011000160, 22 634 руб. - на КБК 18210201010011000110, 7 545 руб. - на КБК 18210201040091000110 и 4 150 руб. - на КБК 18210201030081000110.

ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа письмом от 14.05.2007 года №10-23/9223 отказало обществу в проведении зачета в проведении зачета со ссылкой на письмо УФНС России по Воронежской области от 09.11.2005 года №15-21/123640, в котором указано, что до внесения изменений в Закон №167-ФЗ зачеты (возвраты) излишне уплаченных сумм страховых взносов необходимо приостановить .

Посчитав, что отказ налогового органа, выразившийся в непроведении зачета, не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, ООО «Союз» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Закона).

В пункте 1 статьи 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 НК РФ.

Согласно  статье  78  НК  РФ  сумма  излишне  уплаченного  налога подлежит зачету в  счет  предстоящих платежей  налогоплательщика по этому или  иным  налогам,  погашения  недоимки  по  иным  налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату  налогоплательщику  в  порядке,  предусмотренном  НК РФ.

Данная статья (в редакции, действовавшей в период обращения за зачетом) не содержит ограничений возможности зачета платежей рамками конкретного бюджета.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

 Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 года №116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации» возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администратора поступлений в бюджет, полномочия которого устанавливаются согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 года №115-ФЗ и приложению 11 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 года №152н. Согласно указанным приложениям, администратором поступления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

В совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 28.07.2005 года №02-14-10а/2275/42-7.1/5.2-207 изложен порядок заполнения платежного поручения на возврат (возмещение) плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм поступлений из бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающий заполнение данного платежного документа администратором поступлений в бюджетную систему, которым по страховым взносам является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, обязанность по возврату (зачету) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Судом первой инстанции установлен, подтвержден материалами дела и не оспорен участвующими в деле лицами факт ошибочной уплаты страховых взносов в спорной сумме.

В соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус; плательщика.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Пунктом 7 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации ... установлена возможность перерасчета поступлений между бюджетами. Суммы перерасчетов поступлений между бюджетами, исполненные за текущий операционный день, зачетов излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов и иных платежей, зачетов подлежащих возмещению налогов, сборов и иных платежей, а также результаты выяснения администраторами поступлений в бюджет вида и принадлежности невыясненных поступлений отражаются в Ведомости учета внебанковских операций.

 Кроме того, согласно Рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (утверждены приказом Минфина РФ №16.03.2007 года №ММ-3-10/138@ заявление налогоплательщика об уточнении платежа может поступить в налоговый орган в случае наличия в расчетном документе ошибок, в том числе и при наличии ошибок в разрядах  КБК.

Таким образом,    невозможность исправления добросовестным налогоплательщиком ошибок в перечислении денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, зачета данных перечислений, действующим законодательством императивно не установлена.

При таких обстоятельствах довод налогового органа о том, что в рассматриваемой ситуации ООО «Союз» не только придется заново перечислять ЕСН и НДФЛ по правильным реквизитам, но и произвести зачет (вернуть) ошибочно перечисленную в Пенсионный фонд Российской Федерации сумму страховых взносов не удастся, правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ налогового органа в проведении зачета

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2007 по делу n А14-1096/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также