Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2007 по делу n А48-4512/06-7. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 июля 2007 года Дело №А48-4512/06-7
г.Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2007 года Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2007 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Барковой В.М., судей Суховой И.Б., Алферовой Е.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудиновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.04.2007 года по делу №А48-4512/06-7 (судья Родина Г.Н.), по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Орловского-Курского отделения Московской железной дороги к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, при участии третьих лиц Военного комиссариата Орловской области, управления Федерального казначейства по Орловской области о взыскании 45928 руб. 31 коп. при участии в судебном заседании: от ОАО «РЖД» в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги: Кабанов М.В. – юрисконсульт, доверенность №НЮ-3-15/473 от 09.12.2006г., паспорт серии 54 01 №154899 выдан Заводским РОВД г. Орла 28.06.2001г.; от Военного комиссариата Орловской области: Ольгова О.Н. представитель по доверенности №1036 от 10.07.2007г., паспорт серии 54 06 №952860 выдан Железнодорожным РОВД г. Орла 05.07.2006г. от УФК по Орловской области: представители не явились, надлежаще извещены; от РФ в лице Министерства обороны РФ: представители не явились, надлежаще извещены. УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Орловского-Курского отделения Московской железной дороги (далее – истец, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ о взыскании 45928 руб. 31 коп. в порядке субсидиарной ответственности. В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Военный комиссариат Орловской области, управление Федерального казначейства по Орловской области. Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.04.2007г. заявленные требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО «РЖД» взыскано 45928 руб. 31 коп. в порядке субсидиарной ответственности. Не согласившись с решением суда, УФК по Орловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, выразившиеся в том, что суд, удовлетворяя исковые требования в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ в субсидиарном порядке 45928 руб. 31 коп., не принял во внимание то обстоятельство, что Министерство обороны РФ начало осуществлять финансовое обеспечение деятельности военных комиссариатов за счет средств федерального бюджета и в пределах выделенных правительством РФ лишь с 01.01.2005г. Таким образом, по мнению УФК по Орловской области, привлечение Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ к ответственности в субсидиарном порядке неправомерно. Представитель истца в отзыве и судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Представитель Военного комиссариата Орловской области в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Представители РФ в лице Министерства обороны РФ и УФК по Орловской области в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчика и третьего лица о месте и времени судебного заседания. Копии судебного акта получены ответчиком и третьим лицом. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом. Суд, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца и третьего лица, считает решение суда первой законным и обоснованным, неподлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решением Арбитражного суда Орловской области от 27.10.2003г. по делу №А48-3221/03-7 с Военного комиссариата Орловской области в пользу ФГУП «Московская железная дорога» взыскано 43100 руб. 34 коп. основного долга и 2827 руб. 97 коп. неустойки в связи с неисполнением договора №47/02 от 30.07.2002г. Решение вступило в законную силу. Ввиду непогашения Военным комиссариатом Орловской области задолженности в сумме 45928 руб. 31 коп. ОАО «РЖД» обратилось с настоящим иском в арбитражный суд. Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств. Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Таким образом, основной должник на стадии рассмотрения дела не может быть освобожден от ответственности при нарушении договорных обязательств. Пунктами 2 и 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. В соответствии с пунктом 2 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся. Согласно пунктам 1, 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации данное министерство является федеральным органом исполнительной власти и органом Управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно пункту 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами. В связи с изложенным арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что собственником имущества Военного комиссариата является Российская Федерация. По искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, от ее имени в качестве представителя Военного комиссариата Орловской области выступает на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета (пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. №21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ»). В данном случае главным распорядителем средств федерального бюджета, распределяемых военным комиссариатом, является Министерство обороны РФ. Судом установлено, что между истцом и Военным комиссариатом Орловской области был заключен договор о водоснабжении №47/02 от 30.07.2002г., по условиям которого истец обязался обеспечивать комиссариат водой в размере лимита, установленного данным договором, а последний обязался принять и оплатить поставленную воду. Судом установлено также, что истец за период с июля 2002 года по май 2003 года отпустил комиссариату воду на общую сумму 43100 руб. 34 коп. Доказательства оплаты оказанных услуг третьим лицом (комиссариатом) в материалах дела отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Орловской области от 27.10.2003г. по делу №А48-3221/03-7. Разрешая спор, суд установил, что на основании указанного решения Арбитражного суда Орловской области был выдан исполнительный лист о взыскании суммы задолженности, который согласно письму УФК по Орловской области от 10.07.2006г. №1528 был возвращен истцу без исполнения ввиду того, что у должника отсутствуют средства и имущество, на которое можно обратить взыскание. Заявитель апелляционной жалобы по существу не оспаривает факт наличия задолженности по договору о водоснабжении со стороны Военного комиссариата Орловской области, указывая при этом на то обстоятельство, что возмещение недоимки по обязательствам военного комиссариата должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта РФ – Орловской области. Указанный довод судом апелляционной инстанции не принимается по следующим обстоятельствам. Договор №47/02 о водоснабжении содержит условие об оплате оказанных услуг абонентом (военным комиссариатом), при этом, заключая названный договор, стороны не ставили оплату услуг по договору в зависимость от источника финансирования военного комиссариата. Таким образом, исходя из положений пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения. В связи с тем, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью, возмещение недоимки по обязательствам военного комиссариата не может осуществляться за счет средств бюджета субъекта РФ – Орловской области, поскольку в силу закона осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о правомерности предъявления настоящего требования к Минобороны России в порядке субсидиарной ответственности, и удовлетворил иск. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения субсидиарной ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации. При таких обстоятельствах нельзя признать состоятельными доводы заявителя апелляционной жалобы, так как они по существу сводятся к переоценке доказательств, правильно оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда. Вопрос о судебных расходах по делу судом не решается, так как в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель жалобы от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет освобожден. Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.04.2007 года по делу №А48-4512/06-7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Орловской области – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий судья: В.М. Баркова Судьи: И.Б. Сухова Е.Е. Алферова Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2007 по делу n А64-1107/07-18 . Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|