Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2007 по делу n А35-3914/06-С22. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«28» июня 2007 года                                                   Дело № А35-3914/06-С22

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                                 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2007 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

        председательствующего судьи                                    Федорова В.И.

        судей                                                                               Алферовой Е.Е.,

                                                                                                 Колянчиковой Л.А.,

          при ведении протокола судебного заседания Пучниной М.В.,

                                                                                                              

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  ОАО «Кривецкое хлебоприемное предприятие» на решение Арбитражного суда Курской области от 14.11.2006г. по делу № А35-3914/06-С22 (судья Петрова О.И.) о признании незаконными действий

при участии в заседании:

от заявителя жалобы (ОАО «Кривецкое хлебоприемное предприятие») – Гепферта В.В. – представитель по доверенности от 29.12.2006г.,

от УФАС Курской области  - не явился,

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Кривецкое хлебоприемное предприятие» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением, в котором просило суд признать незаконным решение УФАС Курской области (госорган) об отказе в исключении ОАО «Кривецкое ХПП» из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, а также обязании антимонопольный орган исключить ОАО «Кривецкое ХПП» из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

В ходе судебного разбирательства заявителем был изменен предмет требований - он просил суд признать незаконными действия УФАС по Курской области по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов в отношении ОАО «Кривецкое ХПП», связанные с ненадлежащим контролем и анализом рынка услуг по хранению зерна и отказом в исключении ОАО «Кривецкое ХПП» из данного реестра.

Решением Арбитражного суда Курской области от 14.11.2006 г.   в  удовлетворении требования  было отказано.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «Кривецкое хлебоприемное предприятие»    обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение  суда отменить и заявленные требования удовлетворить.

При этом в качестве оснований для отмены решения общество указывает на не соответствующие обстоятельствам дела выводы суда первой инстанции, а также на их недоказанность.

УФАС Курской области в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит оставить решение Арбитражного суда Курской области без изменения, а апелляционную жалобу  – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела с  учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, арбитражный  апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ОАО «Кривецкое хлебоприемное предприятие» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% Приказом Курского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (в настоящее время управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области) № 32 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%» от 26.06.1996г. по позиции «услуги по хранению зерна» в границах Мантуровского района Курской области с долей более 65%.

Ссылаясь на  отсутствие у антимонопольного органа оснований для включения общества в указанный Реестр, так как ОАО «Кривецкое ХПП» не имеет долю оказания услуг по хранению зерна более 35 процентов на товарном рынке, на отказ антимонопольного органа исключить общество из Реестра, что отражено в письме органа от 28.04.2006 г. №807, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действия УФАС по Курской области по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов в отношении ОАО «Кривецкое ХПП».

Отказывая в этом требовании, суд первой инстанции исходил из того, что с момента включения в Реестр ( 26.06.1996 г.) и до 28.04.2006 г., когда Управление ФАС по Курской области письмом № 807 отказало обществу в исключении его из Реестра, общество не обращалось за защитой своих нарушенных прав вследствие действий антимонопольного органа по неисключению его из Реестра, и,  более того, начиная с 2004 г. добровольно представляло в антимонопольный орган сведения по форме № 1-МОН, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.07.1998 г. № 71, содержащей «Сведения о производстве продукции хозяйствующими субъектами, имеющими долю на рынке определенного товара более 35%».

В связи с этим  суд посчитал, что заявителем был нарушен установленный п.4 ст. 198 АПК РФ процессуальный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта.

Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал, что проведенный УФАС по Курской области, как уполномоченным государственным органом анализ позволяет сделать вывод о том, что рынок услуг по хранению зерна Курской области состоит из отдельных локальных рынков с размытыми границами, включающими большую часть территории соответствующих административных районов. На значительной части территории данных локальных рынков (более 50%) действует один, иногда два хозяйствующих субъекта, оказывающих услуги по хранению зерна. Основными потребителями услуг по хранению зерна предоставляемым ОАО «Кривецкое ХПП», согласно представленной указанным обществом информации, являются сельхозпроизводители, расположенные на территории Мантуровского района.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что антимонопольный орган правомерно и обоснованно определил как границы товарного рынка по оказанию услуг хранения зерна - Мантуровский район Курской области, так и долю ОАО «Кривецкое ХПП» на данном товарном рынке.

  Апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции по существу соответствующим обстоятельствам дела и нормам законодательства.

Как видно из заявления в суд, ОАО «Кривецкое ХПП» обосновывает свое требование по нему на нормах статей 197-199 АПК РФ.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания указанной нормы, а также положений пунктов 2, 3 ст. 201 АПК РФ и с учетом установленных по делу обстоятельств для признания незаконными действий (бездействия) антимонопольного органа следует установить, что действие (бездействие) этого органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прежде всего, следует отметить, что полномочие  антимонопольного органа формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, предусмотрено  п. 8 ст. 23 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». До принятия этого закона такое право антимонопольного органа основывалось на  п. 10 ст. 12 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Поскольку по существу общество оспаривает решение об отказе антимонопольного органа по исключению его из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по мотиву не исследованности всей необходимой информации, подтверждающей наличие или отсутствие у хозяйствующего субъекта доли более 35 процентов на рынке определенного товара и в частности вследствие неправильного определения границ товарного рынка, следует установить правомерность такого отказа.

 В соответствии с п. 5 Порядка формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 154) основанием для исключения хозяйствующего субъекта из реестра является в частности уменьшение его доли на рынке определенного товара ниже 35%,  которое не должно носить краткосрочного характера, в том числе обусловленного сезонными особенностями.

При этом в силу п.12 Порядка Федеральная антимонопольная служба (ее территориальный орган) обязана принять решение об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра с момента возникновения обстоятельств, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

Определение границ рынка и расчет доли, занимаемой на нем хозяйствующим субъектом,  производится антимонопольным органом по правилам, изложенным в Методических рекомендациях по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее ГАК РФ) от 03.06.1994 N 67, и Порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденном приказом ГАК РФ от 20.12.1996 N 169 (действовавшего на дату отказа в исключении из реестра).

Согласно пунктов 4.1 – 4.3  Порядка географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

 При определении географических границ рынка согласно п. 4.4 Порядка, учитываются такие факторы как:

- возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

- незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу и др.

          Из анализа указанных факторов и других обстоятельств антимонопольным органом определена доля общества и оценка конкурентной среды.

При этом апелляционный суд считает, что заявителем не опровергнуты  выводы антимонопольного органа по результатам анализа о том, что в каждом конкретном случае границы местного товарного рынка должны определяться с учетом необходимости защиты прав потребителя. При этом особое значение имеет наличие или отсутствие у потребителя возможности приобретать соответствующие товары за пределами данных границ без дополнительных существенных затрат.

В данном же случае при проведении анализа товарного рынка услуг по хранению зерна основными параметрами, определяющими географические границы соответствующего товарного рынка являются расстояние до хлебоприемного предприятия, при котором стоимость транспортных расходов не должна превышать 5-10% стоимости товара (услуги); сохранение уровня качества и потребительских свойств товара в процессе транспортировки, а также наличие сложившихся устойчивых хозяйственных связей сельхозпроизводителей района с хлебоприемным предприятием.

Основными потребителями услуг по хранению зерна предоставляемыми ОАО «Кривецкое ХПП» по данным самого общества являются сельхозпроизводители, расположенные на территории Мантуровского района в связи с чем хранение зерна значительной части сельхозпроизводителей Мантуровского района на других хлебоприемных предприятиях экономически нецелесообразно.

          Доводы заявителя о том, что товарный рынок услуг по хранению зерна в пределах Мантуровского района Курской области не существует, что документально не подтверждена доля заявителя на данном рынке в размере 79 %, в связи с тем, что в настоящее время данного вида услуги оказываются не только заявителем, но и организациями и физическими лицами, владеющими приспособленными для этих целей помещениями и др.  не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. 

Расходы за рассмотрение дела в апелляционной инстанции в виде госпошлины относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271  АПК РФ, арбитражный суд 

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение Арбитражного суда Курской области от 14.11.2006г. по делу № А35-3914/06-С22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «Кривецкое хлебоприемное предприятие»  с. Кривец Курской области – без удовлетворения.

         

Председательствующий                                     В.И. Федоров

                    Судьи                                                                            Е.Е. Алферова

                                                                   

                                                                                                     Л.А. Колянчикова 

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2007 по делу n А35-176/07-С23. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также