Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2007 по делу n А48-3908/06-2. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

27 февраля 2007 года                                                           Дело №А48-3908/06-2

город Воронеж                                                                                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2007 года.                                                                                                                                                                               

Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2007 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Шеина А. Е.,

судей                                                                                        Михайловой Т. Л.,

                                                                                                  Протасова А. И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Назенцевой Н. П., Кустовой Н. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного учреждения «Орловский центр научно-технической информации», Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г.Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2006 года по делу №А48-3908/06-2 (судья Соколова В. Г.),

при участии в судебном заседании:

от федерального государственного учреждения «Орловский центр научно-технической информации» – Панкратова В. В., представителя, по доверенности от 06.02.2007 года, Алешиной Т. М., представителя, по доверенности от 06.02.2007 года,

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г.Орла – Ветровой О. В., представителя, по доверенности от 15.01.2007 года №123, Гусакова А. И., начальника отдела, по доверенности от 02.03.2005 года №33, Никиташиной И. В., заместителя начальника отдела, по доверенности от 19.09.2006 года №94,  

                                                       

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение «Орловский центр научно-технической информации» (далее – ФГУ «Орловский ЦНТИ», учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными подпунктов 1.1 и 1.3 пункта 1, подпункта 2.1 «а» пункта 2 в части предложения уплатить налоговые санкции по налогу на прибыль в сумме 303 347 рублей 40 копеек, по налогу на землю в сумме 22 742 рубля, подпункта 2.1 «б» пункта 2 решения в части доначисления налога на прибыль в сумме 1 516 740 рублей, налога на землю в сумме 113 710 рублей, подпункта 2.1 «в» пункта 2 решения в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 197 167 рублей 83 копейки, за несвоевременную уплату налога на землю в сумме 20 538 рублей 34 копейки решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г.Орла (далее – ИФНС России по Заводскому району г.Орла, инспекция) от 23.08.2006 года №1266 (с учетом уточнения в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2006 года заявленные требования удовлетворены в части признании недействительными подпункта 1.1 пункта 1 в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 196 862 рубля, подпункта 1.3 пункта 1, подпункта 2.1 «а» пункта 2 в части уплаты налоговых санкций по налогу на прибыль в сумме 219 604 рубля, подпункта 2.1 «б» пункта 2 решения в части уплаты налога на прибыль в сумме 984 309 рублей, налога на землю в сумме 113 710 рублей, подпункта 2.1 «в» пункта 2 решения в начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 126 621 рубль, за несвоевременную уплату налога на землю в сумме 20 538 рублей 34 копеек решения ИФНС России по Заводскому району г.Орла от 23.08.2006 года №1266. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции нарушил нормы материального права.

Налоговый орган также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом инспекция ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 15.02.2007 года объявлялся перерыв до 20.02.2007 года.

 Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по Заводскому району г.Орла проведена выездная налоговая проверка ФГУ «Орловский ЦНТИ» по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах и валютного законодательства за период с 01.01.2004 года по 31.12.2005 года, по результатам которой составлен акт от 03.08.2006 года №62 и вынесено решение от 23.08.2006 года №1266.

Пунктом 1 указанного решения учреждение привлечено к налоговой ответственности

- за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 3 023 347 рублей 40 копеек; за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 1 223 рубля 58 копеек; за неуплату налога на землю в виде штрафа в сумме 22 742 рубля;

- за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 106 рублей 20 копеек.

В пункте 2 решения ФГУ «Орловский ЦНТИ» предложено уплатить санкции, указанные в пункте 1 решения, налоги в общей сумме 1 636 567 рублей 88 копеек, в том числе налог на прибыль в сумме 1 516 740 рублей, налог на землю в сумме 113 710 рублей, единый социальный налог в сумме 6 117 рублей 88 копеек, а также пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 260 528 рублей 07 копеек, в том числе налога на прибыль в сумме 197 167 рублей 83 копейки, налога на землю в сумме 20 538 рублей 34 копейки, единого социального налога в сумме 313 рублей 35 копеек, налога на доходы физических лиц в сумме 42 508 рублей 55 копеек.

Полагая, что данное решение в части доначисления налога на прибыль в сумме 1 516 740 рублей, налога на землю в сумме 113 710 рублей, а также привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и начисления пени за несвоевременную уплату данных налогов противоречит закону и нарушает права и законные интересы учреждения, ФГУ «Орловский ЦНТИ» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу статьи 246 НК РФ учреждение является плательщиком налога на прибыль.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Статьей 247 НК РФ установлено, что для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

Согласно статье 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.

Статьей 250 НК РФ установлено, что внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса и т.д.

Согласно статье 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя   расходы,   связанные   с   изготовлением   (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (статья 253 НК РФ).

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии со статьей 264 НК РФ относятся следующие расходы налогоплательщика: суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса; расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала; расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения.

В соответствии со статьей 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

Статьей 321.1 НК РФ установлены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.

Налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Таким образом, критерием отнесения расходов учреждения на уменьшение его коммерческих доходов является их связь с его коммерческой деятельностью.

В тексте оспариваемого решения налоговым органом не приведены доказательства того, что указанные в строках 010 и 020 декларации по налогу на прибыль расходы не связаны с коммерческой деятельностью учреждения, нет описания конкретных нарушений налогового законодательства, ссылок на первичные документы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» и пунктом 163 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 года №107н, ФГУ «Орловский ЦНТИ» вело раздельный учет расходов, распределяя их в бухгалтерском учете по направлениям видов деятельности.

Так, в 2004, 2005 годах ведение раздельного бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов осуществлялось по бюджетным средствам (по первому признаку - субсчет 1 всех счетов бухгалтерского учета) и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (по второму признаку - субсчет 2 всех счетов бухгалтерского учета). В материалах дела имеются копии книг №1 «Журнал-главная» за данный период, из которых следует, что учет по предпринимательской деятельности велся учреждением обособленно и операции по данному виду деятельности отражались на счете 220.

Подтверждением ведения раздельного учета является также составление

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2007 по делу n А48-4084/06-18. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также