Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 по делу n А08-4342/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

                 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                         П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 декабря 2009 года                                               Дело № А08-4342/2009-16

       г. Воронеж 

Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2009

Постановление в полном объеме изготовлено  11.12.2009

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                         Миронцевой Н.Д.,

судей:                                                                   Семенюта Е.А.,

                                                                                 Сергуткина В.А.,

 при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,

при участии:

от Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области: Лагутенкова С.А., главный специалист-юрисконсульт отдела координации деятельности, представитель по доверенности №1-1-30/535 от 13.04.09; Некрасов Е.Л., начальник отдела правовой экспертизы правового управления департамента по организационно-аналитической и кадровой работе, доверенность №1-1-30/1682 от 13.11.09;

от Общества с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс»: Сладких М.Н., генеральный директор, решение №1 от 07.12.06;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение арбитражного суда Белгородской области от 17.09.2009 по делу № А08-4342/2009-16 (судья Танделова З.М.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» к  Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным решения № 9-07/2190 от 15 мая 2009 года и обязании предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» (далее также – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее также –администрация, ответчик) № 9-07/2190 от 15 мая 2009 года об отказе в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка площадью 5000 кв.м. расположенного в границах Старооскольского городского округа Белгородской области по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, вдоль проспекта Металлургов, на расстоянии примерно 100 м. от газовой заправочной станции в аренду сроком на 49 лет с обязанием администрации предоставить Обществу указанный земельный участок в аренду сроком на 49 лет для строительства торгово-сервисного центра.

Решением арбитражного суда Белгородской области от 17.09.2009  заявленные требования удовлетворены частично.

Признано незаконным решение Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № 9-07/2190 от 15 мая 2009 года об отказе Обществу с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка площадью 5000 кв.м. расположенного в границах Старооскольского городского округа Белгородской области по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, вдоль проспекта Металлургов, на расстоянии примерно 100 м. от газовой заправочной станции в аренду сроком на 49 лет для строительства торгово-сервисного центра.

Указано на обязание Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области устранить допущенные нарушения путем обеспечения выбора земельного участка под строительство торгово-сервисного центра согласно заявлению Общества с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» от 3 апреля 2009 года с соблюдением процедуры выбора земельного участка,    предусмотренной статьёй 31 Земельного кодекса РФ.

В удовлетворении остальной части требований Общества с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области обратилась с апелляционной жалобой. Принятое по делу решение полагает незаконным, необоснованным. Указывает, что Обществом с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» было предоставлено заявление в администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет с соблюдением процедуры предварительного согласования, а не о выборе. В данном случае, заявление Общества с ограниченной ответственностью Правовой центр «Леке» администрацией Старооскольского городского округа Белгородской области было рассмотрено по существу, как заявление о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ на основании заявления о предоставлении земельного участка для строительства было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Таким образом, заявление было рассмотрено по существу. Испрашиваемый земельный участок, предусмотрен генеральным планом развития территории города Старый Оскол Белгородской области для муниципальных нужд. Полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось. В судебном заседании апелляционной инстанции представители администрации поддержали доводы апелляционной жалобы.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Общество с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» считает ее не подлежащей удовлетворению, полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильной оценке доказательств по делу. Довод о том, что суд должен был руководствоваться ст. 32 ЗК РФ, полагает безосновательным, поскольку ст. 32 ЗК РФ говорит о предоставлении уже сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка. Заявитель же обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства. При рассмотрении дела Заинтересованным лицом не была доказана законность вынесения оспариваемого решения. Просит решение по делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области – без удовлетворения. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал данную правовую позицию.

Согласно ст. 163 АПК РФ в судебном заседании апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 08.12.2009.

После перерыва в судебное заседание не явился представитель ООО Правовой центр «Лекс».

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы,  отзыва на апелляционную жалобу, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, апелляционная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 3 апреля 2009 года Общество с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка площадью 5000 кв.м. расположенного в границах Старооскольского городского округа Белгородской области по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, вдоль проспекта Металлургов, на расстоянии примерно 100 м. от газовой заправочной станции в аренду сроком на 49 лет для строительства торгово-сервисного центра (л.д.9).

Администрация отказала в предоставлении земельного участка (решение от 15 мая 2009 года № 9-07/2190) со ссылкой на выписку из протокола заседания комиссии по выбору земельных участков от 7 мая 2009 года ( л.д.7).

Из указанной выписки следует, что в соответствии с генеральным планом Старооскольского городского округа испрашиваемый земельный участок попадает в зону строительства транспортной развязки (пересечение магистрали 1-1 и автодороги 7-7 ( л.д.8).

Апелляционная коллегия при рассмотрении дела руководствуется следующим.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены нормами Земельного кодекса Российской Федерации в статьях 30 - 32.

Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.

Следовательно, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта возможно только после выполнения установленного законом порядка.

В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).

К заявлению о предоставлении земельного участка для строительства Общество не приложило кадастровую карту (план) земельного участка. Доказательства, свидетельствующие об обращении последнего в уполномоченный орган с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка, в материалы дела не представлены, в связи с чем суд пришел к выводу, что заявитель не выполнил требования, предусмотренные статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации, и основания для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении спорного земельного участка для строительства отсутствуют.

Кроме того, из содержания пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Вместе с тем в пункте 6 статьи 30 Кодекса указано, что сформированный земельный участок, но не закрепленный за гражданином или юридическим лицом, предоставляется для строительства в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, то есть в порядке предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объектов.

Порядок предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объектов предполагает в обязательном порядке проведение торгов (конкурсов, аукционов).

Помимо этого, из материалов дела следует, что по существу, признавая недействительным решение администрации об отказе в предоставлении ООО "Правовой центр "Лекс" в аренду сроком на 49 лет земельного участка,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 по делу n А64-7146/08-8. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также