Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 по делу n А35-5969/08-С11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

20 октября 2009 года                                                          Дело № А35-5969/08-С11

г. Воронеж                                                                                                                       

           Резолютивная часть постановления объявлена   19 октября 2009 года.

           Полный текст постановления изготовлен            20 октября 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                               Маховой Е.В.,

судей                                                                                         Андреещевой Н.Л.,

                                                                                                   Яковлева А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мещеряковой В.С.,

при участии:

от ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «Российские железные дороги» - Орловско-Курского отделения Московской железной дороги: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ОАО «Михайловский ГОК»: представитель не явился, надлежаще извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Михайловский ГОК» на решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2009 г. по делу                              № А35-5969/08-С11 (судья Гринева А.В.) по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» к открытому акционерному обществу «Михайловский ГОК» о взыскании штрафа в размере 28 605 рублей,

 

 

 

 

                      УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»                      в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее – истец, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к открытому акционерному обществу «Михайловский ГОК» (далее – ответчик, ОАО «Михайловский ГОК») о взыскании 28 605 рублей  штрафа за перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.

Решением Арбитражного суда Курской области от 16.06.2009 г. исковые требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОАО «Михайловский ГОК» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, просит судебный акт отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «РЖД» не явились. В материалы дела поступило ходатайство ОАО «РЖД» о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «РЖД» о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 АПК РФ).

В представленном в материалы дала отзыве, представитель ОАО «РЖД» просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебной коллегией отказано ответчику в рассмотрении заявления о фальсификации доказательств – актов общей формы № 1724 «Б» от     19.12.2007 г. и 1726 «Б» от 20.12.2007 г., так как в соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» рассмотрение таких заявлений нарушает требования ч. 3 ст. 65 АПК РФ кодекса о раскрытии доказательства до начала рассмотрения спора, а к заявлению о фальсификации не приложены доказательства, обосновывающие невозможность его подачи в суд  первой инстанции.

Ответчик также просил суд истребовать у ОАО «РЖД» акт общей формы № 176, если он существует и имеется у истца. Исходя из положений                  ч. 4 ст. 66 АПК РФ суд должен располагать сведениями, что данное доказательство достоверно находится у определенного лица. Ответчик таких сведений суду не представил. В суде первой инстанции ОАО «Михайловский

ГОК» не ставил вопрос об истребовании указанного доказательства. С учетом положений ст. 66, ч. 2 ст. 268 АПК РФ в удовлетворении ходатайства ответчика о запросе у ОАО «РЖД» акта общей формы № 176 судом апелляционной инстанции отказано.

Судебное разбирательство апелляционной жалобы откладывалось, истцу было предложено представить передаточную поездную ведомость поезда         № 7707 (вагон № 67439323) с указанием времени приема поезда Юго-Западной железной дорогой, поскольку из имеющейся в материалах дела ведомости не было видно время приема поезда.

В суд апелляционной инстанции от ОАО «РЖД» поступила заверенная копия передаточной поездной ведомости № 7707, которая приобщена судебной коллегией к материалам дела.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.12.2007 г. ОАО «Михайловский ГОК» со ст. Курбакинская Московской железной дороги был отправлен вагон № 67439323 с грузом – окатыши железорудные, весом нетто   69 000 кг (грузоподъемность 69 т) на ст. Catusa CFR-Romania (Румыния) адрес грузополучателя – Арселор Миталл Галац С.А.

При проверке массы груза вагона № 67439323 на межгосударственном железнодорожном переходе в процессе его передачи от Московской железной дороги Российской Федерации Юго-Западной железной дороге Украины обнаружено, что вес груза на 2 520 кг превышает грузоподъемность вагона. Указанный факт зафиксирован перевозчиком в актах общей формы                  № 1724 «Б» от 19.12.2007 г., № 1726 «Б» от 20.12.2007 г. и коммерческом акте                      № 822158/637 от 20.12.2007 г.

Полагая, что при перевозке груза возникла перегрузка вагона сверх его максимальной грузоподъемности, за которую предусмотрены штрафные санкции, рассчитанные в соответствии с правилами Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Курской области к ОАО «Михайловский ГОК» с настоящим иском.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно § 1 ст. 2 СМГС данное Соглашение применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц данного Соглашения.

Поскольку перегруз (превышение грузоподъемности вагона) был обнаружен при передаче вагона с Российских железных дорог на Украинские железные дороги на станции Хутор Михайловский (Украина), где действует СМГС, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что штраф за превышение грузоподъемности вагона должен рассчитываться в данном случае по правилам СМГС.

В силу ст. 12 СМГС железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна об этом составить коммерческий акт в соответствии со ст. 18 и сделать отметку об акте в накладной в графе «Коммерческий акт».

В соответствии с п. 1 ст. 18 СМГС железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест, а также наличия накладной и при этом устанавливает, в том числе, несоответствие между сведениями, указанными в накладной, и грузом в натуре о наименовании, массе, количестве мест груза, знаках (марках) и номерах мест груза, наименовании получателя и станции назначения.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяется в соответствии со ст. 18 СМГС коммерческим актом. Составление иных документов СМГС не предусматривает. В свою очередь, акты общей формы подтверждают, во-первых, неправильность указанных в накладной сведений, вследствие чего был отцеплен вагон для контрольной перевески, а во-вторых, контрольную перевеску вагона, по результатам проведения которой и составляется коммерческий акт.

Как следует из материалов дела, перегруз (превышение грузоподъемности вагона) был обнаружен при передаче вагона с Российских железных дорог на Украинские железные дороги на станции Хутор-Михайловский (Украина). Данное нарушение было зафиксировано актами общей формы № 1724 «Б» от 19.12.2007 г., № 1726 «Б» от 20.12.2007 г. На основании указанных актов на станции «Брянск-Льговский» был составлен коммерческий акт № 822158/637 от 20.12.2007 г.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что коммерческий акт        № 822158/637 от 20.12.2007 г. в нарушение ст. 18 СМГС, п. 18 Служебной инструкции к ст. 18 СМГС составлен станцией «Брянск - Льговский» Брянского отделения МЖД, а не станцией «Хутор-Михайловский», фактически осуществлявшей перевеску вагонов, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с Соглашением между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от    01.10.1997 г. при определении порядка передачи грузов с железных дорог одной страны на железные дороги другой страны – участника данного   соглашения следует руководствоваться Приложением № 5 к данному соглашению, а также Пограничными соглашениями.

Пунктом 9 Порядка передачи вагонов и контейнеров с грузами через межгосударственные железнодорожные передаточные переходы государств - участников Содружества (Приложение № 5 к Соглашению от  01.10.1997 г.) установлено, что в случае обнаружения в процессе приема грузов из вагонов и контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими сохранности груза и безопасности движения, в том числе вагонов, загруженных сверх трафаретной грузоподъемности, Стороны руководствуются Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов, утвержденными МПС СССР 31.12 1987 г. № ЦУК/4557 (Сборник правил перевозок и тарифов № 355) и настоящим Порядком.

В соответствии с п. 5.16 Совместного соглашения о пограничном грузовом сообщении между Московской железной  дорогой филиалом ОАО «РЖД» и ГТОО «Юго-Западная железная дорога от 04.02.2005 г. (далее – Совместное соглашение от 04.02.2005 г.) на все обнаруженные коммерческие неисправности составляется акт общей формы, которые подписываются приемосдатчиками сдающей и принимающей стороны.

Пунктом 17 Правил ЦУК/4557 установлено, что акт общей  формы  на  коммерческие неисправности составляется в момент их обнаружения, а в дальнейшем его составляют только при изменении состояния вагона (груза). 

В материалах дела имеется акт общей формы № 1724 «Б», которым подтверждается обнаружение в 02 часа 05 минут 19.12.2007 г. факта превышения веса, указанного в перевозочных документах и грузоподъемности вагона № 67439323. В соответствии с данным актом, указанный вагон был отцеплен для контрольной перевески и проверки состояния погрузки на обесточенном пути. Актом общей формы № 1726 «Б» от 20.12.2007 г., составленным по результатам контрольной перевески данного вагона, подтвержден факт перегруза вагона на 2 520 кг.

Указанные действия совершены в соответствии с положениями п. 5.1.5 Технологического процесса работы межгосударственного пункта передачи грузовых вагонов  и контейнеров (МППВ) на станции Хутор Михайловский Юго-Западной ж.д., которым установлено, что непринятые вагоны отцепляются от поезда и подаются на пути для устранения неисправностей силами сдающей стороны.

При этом в соответствии с п. 5.17 Совместного соглашения от       04.02.2005 г. железные дороги стремятся к решению вопросов по непринятым вагонам и контейнерам с грузами без их возврата. В этом случае принимающая железная дорога должна обеспечить сохранность груза в непринятом вагоне.

Таким образом, отсутствие сведений о возврате вагона № 67439323 в адрес ОАО «РЖД» не может служить подтверждением факта принятия данного вагона ГТОО «Юго-Западная железная дорога».

В соответствии с п. 4 Порядка передачи вагонов и контейнеров с грузами через межгосударственные железнодорожные передаточные переходы государств - участников Содружества (Приложение № 5 к Соглашению от  01.10.1997 г.) прием и передача грузов между железными дорогами обеих сторон оформляется поездной передаточной ведомостью. Моментом передачи груза является факт подписания обеими сторонами передаточной ведомости.

Передаточная ведомость № 7707, включающая сведения о данном вагоне, составлена и подписана сторонами 19.12.2007 г. после составления акта общей формы № 1724 «Б» от 19.12.2007 г. (время приема поезда стороной Украины – 04 часа 00 минут).

Таким образом, факт перегруза вагона № 67439323 сверх его максимальной грузоподъемности был установлен до передачи данного вагона ГТОО «Юго-Западная железная дорога».

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 СМГС на основании актов общей формы составляется коммерческий акт.

Поскольку коммерческая неисправность вагона была обнаружена до момента его передачи, обязанность по составлению коммерческого акта в спорном случае лежала на передающей стороне.

Доводы ОАО «Михайловский ГОК» о том, что ОАО «РЖД» является ненадлежащим истцом по делу, основаны на неверном толковании ст. 15 СМГС и противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом.

Совместным соглашением о пограничном грузовом сообщении между Московской железной дорогой (филиалом ОАО «РЖД») и ГТОО «Юго-Западная железная дорога» Украины определены пункты межгосударственного железнодорожного перехода

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 по делу n А14-7226/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также