Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу n А64-1620/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 октября 2009 года                                                         Дело № А64-1620/09

г. Воронеж                                                                                                                      

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Свиридовой С.Б.,

судей                                                                                     Скрынникова В.А.,

Ольшанской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,

при участии:

от налогоплательщика: не яаились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,

от налогового органа: Трякиной Е.В., и.о. начальника юридического отдела, доверенность № 03-15/06164 от 01.07.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области на определение Арбитражного суда Тамбовской области от 04 июня 2009 г. по делу № А64-1620/09 (судья Л.И. Парфенова), принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Андреевский» о взыскании 21 298 руб. 41 коп.,

УСТАНОВИЛ:

 

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области (далее – МИФНС России № 7 по Тамбовской области, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Андреевский» (далее – СХПК «Андреевский», кооператив, налогоплательщик) о взыскании процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 21 298 руб. 41 коп.

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.06.2009 г. по делу № А64-1620/09 заявление налогового органа оставлено без рассмотрения.

Не согласившись с указанным определением Арбитражного суда Тамбовской области, Инспекция обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции.

В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что являющиеся предметом заявленных требований проценты за пользование бюджетными средствами, начисленные в рамках соглашения о реструктуризации долгов, относятся к текущим платежам, поскольку с данным заявлением об их взыскании Инспекция обратилась 27.03.2009 г., тогда как СХПК «Андреевский» признан несостоятельным (банкротом) 23.03.2009 г.

На основании данных обстоятельств Инспекция не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению в деле о банкротстве.

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебном заседании 09.10.2009 г. объявлялся перерыв до 16.10.2009 г. (с учетом выходных дней).

   В судебное заседание не явились представители СХПК «Андреевский», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу,  в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося участника процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, СХПК «Андреевский» 27.02.2004 г. заключено соглашение № 191 о реструктуризации долгов, согласно которому кооперативу предоставлена отсрочка погашения долга и начисленных процентов в сумме 928 т.руб. с 2004 г. до 2009 г. и рассрочка погашения долга и начисленных процентов в сумме 928 тыс. руб. с 2010 г. до 2015 г.

В соответствии с п. 4 соглашения плата за рассрочку и отсрочку долгов производится должником со дня подписания данного соглашения ежегодно, не позднее 15 декабря.

Пунктом 5 соглашения установлен размер платы за отсроченную и рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты всех уровней в размере 0,5 процента годовых.

 Графиком погашения долгов (приложение №3 к соглашению) установлен размер платы за отсрочку и рассрочку погашения долга, который составляет применительно к отсрочке: за 2004 г. – 4,64 тыс.руб.; 2005 г. – 4,64 тыс.руб., 2006 г. – 4,64 тыс.руб., 2007 г. – 4,64 тыс.руб., 2008 г. – 4,64 тыс.руб., 2009 г. – 4,64 тыс.руб. Размер платы за рассрочку установлен в 2010 г. – 4,64 тыс.руб., 2011 г. – 3,9 тыс.руб., 2012 г. – 3,1 тыс.руб., 2013 г. – 2,3 тыс.руб., 2014 г. – 1,5 тыс.руб., 2015 г. – 0,8 тыс.руб.

10.11.2008г. Межведомственной территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовской области принято решение о расторжении соглашения о реструктуризации долгов и выведения из программы финансового оздоровления сельскохозяйственного производственного кооператива «Андреевский».

В связи с наличием у кооператива по данным налогового органа задолженности по уплате процентов по реструктуризации в сумме 21 298 руб. 41 коп. по состоянию на 30.12.2008 г., Инспекцией было выставлено требование № 1, которым СХПК «Андреевский» предложено в срок до 26.01.2008 г. уплатить проценты за пользование бюджетными средствами в указанном размере.

Поскольку в срок, установленный в данном требовании сумма задолженности  не была уплачена кооперативом, налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

  Условия и порядок реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей регламентированы Федеральным законом от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

   На основании ст. 2 Федерального закона № 83-ФЗ реструктуризация долгов - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

   При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими (ст. 29).

   В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 83-ФЗ размер платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливается в размере 0,5 процента годовых.

В соответствии с определением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.10.2008 г. по делу № А64-5969/08-25 о принятии заявления должника о признании банкротом в отношении СХПК «Андреевский» введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.03.2009 г. по делу № А64-5969/08-25 СХПК «Андреевский» признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

   Согласно п. 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

   В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона № 127-ФЗ текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

   В п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что после введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.

 Из имеющегося в материалах дела расчета (л.д. 106-107) усматривается, что сумма процентов в размере 21 298 руб. 41 коп. за пользование бюджетными средствами рассчитана за период с 27.02.2004 г. по 10.11.2008 г., то есть за весь период действия соглашения о реструктуризации долгов. При этом обязанность по уплате процентов, в соответствии с приведенными условиями соглашения о реструктуризации долгов, установлена ежегодно со дня подписания соглашения, не позднее 15 декабря. Таким образом,   сроком уплаты процентов являются 15.12.2004 г., 15.12.2005 г., 15.12.2006 г., 15.12.2007 г., 10.11.2008 г. При этом расчет суммы процентов за каждый год налоговым органом  не представлен.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не позволяют расценивать обязанность должника по уплате процентов за пользование бюджетными средствами как текущие обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования о взыскании процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 21 298 руб. 41 коп. подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

Согласно п. 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.

Таким образом, определение Арбитражного суда Тамбовской области от 04 июня 2009 г. по делу № А64-1620/09 принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией как несостоятельные и основанные на неправильном толковании норм материального права.

Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст. 333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Определение Арбитражного суда Тамбовской области от 04 июня 2009 г. по делу № А64-1620/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления в законную силу.

Председательствующий судья:                                                  С.Б. Свиридова

Судьи:                                                                                     В.А. Скрынников

                                                                                             Н.А. Ольшанская

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу n А14-6311/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также