Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по делу n А35-3063/09-С26. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

01 октября  2009 года                                                   Дело № А35-3063/09-С26

город Воронеж                                                                                                        

    Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября  2009 года

     Полный текст постановления изготовлен 01 октября  2009 года

 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                       Ольшанской Н. А.,

судей:                                                                                 Михайловой Т. Л.,

                                                                                            Осиповой М. Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Косякиной И. А.,

при участии в заседании:

от налогового органа: Сойниковой Е.В., начальника юридического отдела по доверенности № 04-11/181156 от 29.12.2008,

от налогоплательщика: не явились, надлежаще извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда  Курской области от 17.06.2009 по делу № А35-3063/09-С26 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению Закрытого акционерного общества «Трикотажный комбинат «Сейм» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительным решения № 1386  от 28.01.2009,   

                                           УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Трикотажный комбинат «Сейм» (далее – ЗАО «ТК «Сейм», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее – Инспекция, налогоплательщик) № 1386 от 28.01.2009, «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках».

Решением Арбитражного суда Курской области от 17.06.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.   

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что ее действия не противоречат статье 64 ГК РФ, поскольку статьей 855 ГК РФ предусмотрена очередность списания денежных средств с расчетного счета организации. Направление налоговым органом инкассового поручения в банк не препятствует удовлетворению кредиторов первой, второй и третьей очереди.  

Представители налогоплательщика в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ЗАО «ТК «Сейм» о месте и времени судебного заседания. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 28.06.2005 годовым общим собранием акционеров ЗАО «ТК «Сейм» принято решение о добровольной ликвидации Общества и о создании ликвидационной комиссии.

По заявлению ЗАО «ТК «Сейм» налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о формировании ликвидационной комиссии, что подтверждается соответствующим Свидетельством.

В соответствии со статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) ЗАО «ТК «Сейм» является плательщиком единого социального налога. В связи с несвоевременной уплатой Обществом единого социального налога, налоговым органом в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму имеющейся задолженности были начислены пени в сумме 46 360, 07 руб.

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налоговый орган направил налогоплательщику требование № 27244 от 23.12.2008 на уплату суммы пени в размере 46 360, 07 руб. 07 коп., начисленных за просрочку уплаты единого социального налога, со сроком исполнения до 11.01.2009.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате пени в срок, установленный в требовании № 27244 от 23.12.2008, налоговый орган в соответствии со статьей 46 НК РФ принял решение № 1386 от 28.01.2009 «О взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя в банках», на основании которого было выставлено инкассовое поручение № 2461 от 28.01.2009 на сумму 46 360, 07 руб.

Считая, что указанное решение Инспекции противоречит положениям статьи 49 НК РФ и нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, осуществление налоговым органом действий по бесспорному взысканию налогов, сборов, пеней, налоговых санкций в порядке статьи 46 НК РФ не подлежит, поскольку в силу статьи 49 НК РФ при ликвидации организации очередность исполнения обязанности по уплате налогов и сборов среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Указанная позиция суда первой инстанции представляется апелляционной коллегии верной.  

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах     налогоплательщика     (налогового агента)     - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Как установлено статьей 49 НК РФ, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с гражданским законодательством. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению  дебиторской    задолженности,    а    также    письменно    уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1 статьи 63 ГК РФ).

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Согласно пункту 1 статьи 64 ГК РФ расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производятся в третью очередь. Пунктом 2 статьи 64 ГК РФ установлено, что  требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Таким образом, исходя из положений приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями Общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным  решение ИФНС России по г. Курску № 1386 от 28.01.2009 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках» как несоответствующее положениям статьи 49 НК РФ, статьей 62-64 ГК РФ. 

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Довод апелляционной жалобы Инспекции со ссылкой на положения статьи 885 ГК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права. Статья 855 ГК РФ регламентирует действия банка по списанию денежных средств со счета клиента банка по договору банковского счета и учитывает очередность удовлетворения требований, предъявленных исключительно к банковскому счету. Такие требования не идентичны требованиям кредиторов ликвидируемой организации.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 17.06.2009 по делу № А35-3063/09-С26 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску – без удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с указанным вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается.

Руководствуясь статьями 110, 112, 156, 266 - 268, частью  1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Курской области от 17.06.2009 по делу № А35-3063/09-С26 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления в законную силу.

Председательствующий судья:                                                   Н.А. Ольшанская

Судьи:                                                                                      Т.Л. Михайлова

                                                                                               М.Б. Осипова

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по делу n А35-5484/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также