Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу n А48-1782/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                                                   

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

11 сентября 2009 года                                                   Дело  № А48-1782/2009

город Воронеж                                                   

    

          Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября  2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи -                                       Ольшанской Н.А.

судей -                                                                                  Осиповой М.Б.

                                                                                              Свиридовой С.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем   Матвеевой Г.А.

                                                  

при участии в судебном заседании:

от налогового органа: Богдановой Е.В., специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности по доверенности № 10/12 от 25.12.2008,

от налогоплательщика: не явились, надлежаще извещены, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области  от 29.05.2009 по делу № А48-1782/2009 (судья Полинога Ю.В.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Северный рынок» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Орловской области о признании недействительным решения № 1602 от 09.04.2009,     

                                     

УСТАНОВИЛ:

                               

Общество с ограниченной ответственностью «Северный рынок» (далее – Общество «Северный рынок», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Орловской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 1602 от 09.04.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) -организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организа­ции, индивидуального предпринимателя в банках (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2009 заявленные требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с данным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой (с учетом уточнения), в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что   решение № 1602 от 09.04.2009 было принято Инспекций после вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в силу которого из абзаца 1 пункта 4 статьи 142 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» исключены положения о том, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от сроков их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов имущества должника.

Налогоплательщик в представленном отзыве против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения,  а решение арбитражного суда первой инстанции – без изменения.

Представители налогоплательщика в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя налогового органа, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Орловской области от 01.03.2007 по делу № А48-719/07-17б в отношении Общества введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.12.2007 по делу № А48-719/07-17б в отношении Общества открыто конкурсное производство.

19.01.2008 Обществом «Северный рынок» в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате по декларации за налоговый период, составила 114 669 руб.

Поскольку 1/3 вышеуказанной суммы не была уплачена Обществом до 20.02.2009, Инспекция направила Обществу требование № 1765 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.02.2009, в котором в срок до 20.03.2009 предложила уплатить налог на добавленную стоимость в сумме  38 223 руб.

В связи с неисполнением вышеуказанного требования Инспекцией в порядке, установленном статьей 46 НК РФ, было вынесено решение от 09.04.2009 № 1602 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального пред­принимателя или налогового агента – организации, индивидуального предприни­мателя в банках.

 Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа вынесено в нарушение положений пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», положения которого продолжали действовать в период вынесения оспариваемого решения. Данная позиция суда первой инстанции апелляционной коллегии представляется правильной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (пере­дачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования креди­торов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок ис­полнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъ­явлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.

В силу статьи 2 Закона о банкротстве для целей данного закона под обязательным платежом понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Статье 5 Закона о банкротстве установлено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания, содержащегося в пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве до внесения в него изменений, требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника, то есть в период конкурсного производства налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате налогов сборов. Вопрос о взыскании с должника указанных платежей должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с Законом о банкротстве.

Согласно материалам дела обязанность по уплате налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, взыскиваемого Инспекцией, возникла у Общества «Северный рынок» после признания Общества несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Инспекции о том, что Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 296-ФЗ) из Закона о банкротстве исключены положения, которые препятствовали Инспекции производить взыскание задолженности по текущим платежам в конкурсном производстве, в связи с тем, что в соответствии со статьей 4 Закона № 296-ФЗ Закона о банкротстве в редакции с внесенными в него изменениями Законом № 296-ФЗ применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 296-ФЗ.

К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Законом № 296-ФЗ.

Учитывая, что процедура конкурсного производства в отношении заявителя введена до дня вступления в силу Закона № 296-ФЗ, судом первой инстанции правомерно применены положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений, внесенных Законом № 296-ФЗ.

При таких обстоятельствах, установив отсутствие у Инспекции оснований для вынесения решения № 1602 от 09.04.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организа­ции, индивидуального предпринимателя в банках, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования налогоплательщика.

Таким образом, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2009 по делу № А48-1782/2009 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Орловской области – без удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с указанным вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается.

Руководствуясь статьями 110, 112, 156, 266 - 268, частью  1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                      

                                        ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2009 по делу № А48-1782/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Орловской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья                             Н.А. Ольшанская  

Судьи                                                                       М.Б. Осипова

                                                                                  С.Б.Свиридова

 

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу n А35-965/09-С10. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также