Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу n А35-5523/08-С11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 августа 2009 года                                                           Дело № А35-5523/08-С11

г. Воронеж                                                                                                                       

           Резолютивная часть постановления объявлена   10 августа 2009 года.

           Полный текст постановления изготовлен            13 августа 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Маховой Е.В.,

судей                                                                                    Андреещевой Н.Л.,

                                                                                              Колянчиковой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мещеряковой В.С.,

при участии:

от ОАО «РЖД» в лице филиала ОАО «Российские железные дороги» - Орловско – Курского отделения Московской железной дороги: Мезенцева Е.В., юрисконсульт юридического отдела, доверенность № НЮ-3-15/489 от 22.09.2008 г.;

от ОАО «Михайловский ГОК»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги - филиала «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Курской области от 25.05.2009 г. по делу № А35-5523/08-С11 (судья Гринева А.В.) по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» к открытому акционерному обществу «Михайловский ГОК» о взыскании штрафа в размере 28 605 рублей,

 

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»                      в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее – истец, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к открытому акционерному обществу «Михайловский ГОК» (далее – ответчик, ОАО «Михайловский ГОК») о взыскании 28 605 рублей  штрафа за перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.

Решением Арбитражного суда Курской области от 25.05.2009 г. исковые требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОАО «Михайловский ГОК» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, просит судебный акт отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ОАО «Михайловский ГОК» не явился. В материалы дела поступило ходатайство ОАО «Михайловский ГОК» о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ОАО «Михайловский ГОК» о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие ответчика в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 АПК РФ).

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, просила судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От ОАО «Михайловский ГОК» поступило ходатайство об истребовании документов у ГТОО «Юго-Западная железная дорога»: коммерческого акта, составленного ГТОО «Юго-Западная железная дорога» в связи с перегрузом вагона № 68772938, акта общей формы, на основании которого составлен коммерческий акт ГТОО «Юго-Западная железная дорога, выписки из книги контрольной перевески вагона. Судом апелляционной инстанции в удовлетворении данного ходатайства отказано, поскольку с учетом требований относимости доказательств, указанные документы не могут повлиять на разрешение спора в рамках настоящего дела.

Также судебной коллегией отказано ответчику в рассмотрении заявления о фальсификации доказательств – актов общей формы № 1615 «Б» и № 1627 «Б», так как в соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» рассмотрение таких заявлений нарушает требования ч. 3 ст. 65 АПК РФ кодекса о раскрытии доказательства до начала рассмотрения спора, а к заявлению о фальсификации не приложены доказательства, обосновывающие невозможность его подачи в суд  первой инстанции.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к жалобе, возражения на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.12.2007 г. ОАО «Михайловский ГОК» со ст. Курбакинская Московской железной дороги был отправлен вагон № 68772938 с грузом – окатыши железорудные, весом нетто 71 000 кг (грузоподъемность 71 т), на ст. ЧД Острова – Бартовице (Чехия) в адрес грузополучателя – Арселор Миталл Галац С.А.

При проверке массы груза вагона № 68772938 на станции Брянск -Льговский Брянского отделения Московской железной дороги обнаружено, что вес груза на 620 кг превышает грузоподъемность вагона. Указанный факт зафиксирован перевозчиком в актах общей формы № 1614 «Б» от     06.12.2007 г., № 1627 «Б» от 07.12.2007 г. и коммерческом акте № 822130/607 от 07.12.2007 г.

Полагая, что при перевозке груза возникла перегрузка вагона сверх его максимальной грузоподъемности, за которую предусмотрены штрафные санкции, рассчитанные в соответствии с правилами Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Курской области к ОАО «Михайловский ГОК» с настоящим иском.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно § 1 ст. 2 СМГС данное Соглашение применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц данного Соглашения.

Поскольку перегруз (превышение грузоподъемности вагона) был обнаружен при передаче вагона с Российских железных дорог на Украинские железные дороги на станции Хутор-Михайловский (Украина), где действует СМГС, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что штраф за превышение грузоподъемности вагона должен рассчитываться в данном случае по правилам СМГС.

В силу ст. 12 СМГС железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна об этом составить коммерческий акт в соответствии со ст. 18 и сделать отметку об акте в накладной в графе «Коммерческий акт».

В соответствии с п. 1 ст. 18 СМГС железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест, а также наличия накладной и при этом устанавливает, в том числе несоответствие между сведениями, указанными в накладной, и грузом в натуре о наименовании, массе, количестве мест груза, знаках (марках) и номерах мест груза, наименовании получателя и станции назначения.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяется в соответствии со ст. 18 СМГС коммерческим актом. Составление иных документов СМГС не предусматривает. В свою очередь, акты общей формы подтверждают, во-первых, неправильность указанных в накладной сведений, вследствие чего был отцеплен вагон для контрольной перевески, а во-вторых, контрольную перевеску вагона, по результатам проведения которой и составляется коммерческий акт.

Как следует из материалов дела, перегруз (превышение грузоподъемности вагона) был обнаружен при передаче вагона с Российских железных дорог на Украинские железные дороги на станции Хутор-Михайловский (Украина). Данное нарушение было зафиксировано актами общей формы № 1614 «Б» от 06.12.2007 г., № 1627 «Б» от 07.12.2007 г. На основании указанных актов на станции «Брянск-Льговский» был составлен коммерческий акт № 822130/607 от 07.12.2007 г.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что коммерческий акт   № 822130/607 от 07.12.2007 г. в нарушение ст. 18 СМГС, п. 18 Служебной инструкции к ст. 18 СМГС составлен станцией «Брянск - Льговский» Брянского отделения МЖД, а не станцией «Хутор-Михайловский», фактически осуществлявшей перевеску вагонов, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с Соглашением между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 01.10.1997 при определении порядка передачи грузов с железных дорог одной страны на железные дороги другой страны – участника данного соглашения следует руководствоваться Приложением № 5 к данному соглашению,  а также Пограничными соглашениями.

Пунктом 9 Порядка передачи вагонов и контейнеров с грузами через межгосударственные железнодорожные передаточные переходы государств - участников Содружества (Приложение № 5 к Соглашению от  01.10.1997 г.) установлено, что в случае обнаружения в процессе приема грузов из вагонов и контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими сохранности груза и безопасности движения, в том числе вагонов, загруженных сверх трафаретной грузоподъемности, Стороны руководствуются Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов, утвержденными МПС СССР 31.12 1987 г. № ЦУК/4557 (Сборник правил перевозок и тарифов № 355) и настоящим Порядком.

В соответствии с п. 5.16 Совместного соглашения о пограничном грузовом сообщении между Московской железной  дорогой филиалом ОАО «РЖД» и ГТОО «Юго-Западная железная дорога от 04.02.2005 г. (далее – Совместное соглашение от 04.02.2005 г.)  на все обнаруженные коммерческие неисправности составляется акт общей формы, которые подписываются приемосдатчиками сдающей и принимающей стороны.

Пунктом 17 Правил ЦУК/4557 установлено, что акт общей  формы  на  коммерческие неисправности составляется в момент их обнаружения, а в дальнейшем его составляют только при изменении состояния вагона (груза). 

В материалах дела имеется акт общей формы № 1614 «Б», которым подтверждается обнаружение в 12 часов 25 минут 06.12.2007 г. факта превышения веса, указанного в перевозочных документах и грузоподъемности вагона № 68772938. В соответствии с данным актом, указанный вагон был отцеплен для контрольной перевески и проверки состояния погрузки на обесточенном пути. Актом общей формы № 1627 «Б», составленным по результатам контрольной перевески данного вагона подтвержден факт перегруза вагона.

Указанные действия совершены в соответствии с положениями п. 5.1.5 Технологического процесса работы межгосударственного пункта передачи грузовых вагонов и контейнеров (МППВ) на станции Хутор Михайловский Юго-Западной ж.д., которым установлено, что непринятые вагоны отцепляются от поезда и подаются на пути для устранения неисправностей силами сдающей стороны.

При этом в соответствии с п. 5.17 Совместного соглашения от  04.02.2005 г. железные дороги стремятся к решению вопросов по непринятым вагонам и контейнерам с грузами без их возврата. В этом случае принимающая железная дорога должна обеспечить сохранность груза в непринятом вагоне.

Таким образом, отсутствие сведений о возврате вагона № 68772938 в адрес ОАО «РЖД» не может служить подтверждением факта принятия данного вагона ГТОО «Юго-Западная железная дорога».

В соответствии с п. 4 Порядка передачи вагонов и контейнеров с грузами через межгосударственные железнодорожные передаточные переходы государств - участников Содружества (Приложение № 5 к Соглашению от  01.10.1997 г.) прием и передача грузов между железными дорогами обеих сторон оформляется поездной передаточной ведомостью. Моментом передачи груза является факт подписания обеими сторонами передаточной ведомости.

Передаточная ведомость № 7635, включающая сведения о данном вагоне, составлена и подписана сторонами 06.12.2007 г. после составления акта общей формы № 1614 «Б».

Таким образом, факт перегруза вагона № 68772938 сверх его максимальной грузоподъемности был установлен до передачи данного вагона ГТОО «Юго-Западная железная дорога».

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 СМГС на основании актов общей формы составляется коммерческий акт.

Поскольку коммерческая неисправность вагона была обнаружена до момента его передачи, обязанность по составлению коммерческого акта в спорном случае лежала на передающей стороне.

Довод ОАО «Михайловский ГОК» о том, что ОАО «РЖД» является ненадлежащим истцом по делу, основан на неверном толковании ст. 15 СМГС и противоречит фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом.

Совместным соглашением о пограничном грузовом сообщении между Московской железной дорогой (филиалом ОАО «РЖД») и ГТОО «Юго-Западная железная дорога» Украины определены пункты межгосударственного железнодорожного перехода - Суземка - Зерново и железнодорожная станция передачи вагонов, контейнеров и грузов, которой является станция Хутор-Михайловский, а также установлен порядок передачи грузов.

Поскольку перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности обнаружен ОАО «РЖД» в процессе передачи вагона Украинской железной дороге, право требования выплаты штрафа за такое нарушение принадлежит ОАО «РЖД», в ведении которого находился вагон в момент обнаружения нарушения. То обстоятельство, что межгосударственный переход, на котором осуществлялась передача вагона

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу n А14-869/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также