Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по делу n А35-8715/08-С18. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 31 июля 2009 года Дело № А35-8715/08-С18 г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2009 года Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2009 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Свиридовой С.Б., судей Скрынникова В.А., Ольшанской Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю., при участии: от налогового органа: не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, от налогоплательщика: не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 18 мая 2009 года по делу № А35-8715/08-С18 (судья А.А. Левашов), принятое по заявлению ИФНС России по г. Курску к Комитету архитектуры и градостроительства города Курска о взыскании пеней в размере 723 руб. 17 коп.
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее – ИФНС России по г. Курску, инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Комитету архитектуры и градостроительства города Курска (далее – комитет, налогоплательщик) о взыскании пеней в размере 723 руб. 17 коп., начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (с учетом уточнения требований и отказа от заявленных требований в части взыскания задолженности по ЕСН в сумме 2301 руб. 94 коп. (т. 1 л.д. 106). Решением Арбитражного суда Курской области от 18.05.2009 г. по делу № А35-8715/08-С18 в удовлетворении требований инспекции отказано. Не согласившись с указанным судебным актом, ИФНС России по г. Курску обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права. При этом в обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается, что на момент подачи заявления в суд в карточке расчетов с бюджетом за комитетом числится задолженность в размере 38 598 руб. 43 коп. Указывает, что налоговый орган не имеет правовых оснований для исключения из лицевых счетов налогоплательщика и признания безнадежной ко взысканию и списанию задолженности налогоплательщика. Также, по мнению инспекции, непредставление налоговым органом в суд доказательств возникновения обязанности по уплате ЕСН в годы, предшествующие 2006 году, не означает отсутствия указанной задолженности. В судебное заседание не явились представители налогового органа и налогоплательщика, которые извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке. На основании ст.ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие лиц участвующих в деле. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, комитетом в налоговый орган был представлен расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за полугодие 2008 года. В ходе проверки инспекцией была установлена неполная уплата суммы налога в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование № 64214 от 22.08.2008 г. об уплате в срок до 12.09.2008 года недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 5 358 руб. 38 руб., а также пеней в сумме 723 руб. 17 коп., начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога. Поскольку названное требование об уплате задолженности по налогу и пеням не было исполнено налогоплательщиком в добровольном порядке, инспекция, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные указанной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней и штрафов. Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Порядок направления и оформления требования определен в статьях 69, 70 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В силу п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой, исходя из п. 2 ст. 11 НК РФ, понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. При этом, в соответствии с п. 8 ст. 69 НК РФ правила, предусмотренные ст. 69 НК РФ применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов. Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» требование об уплате налога представляет собой процесс досудебного урегулирования спора. Отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, даты, с которой начинается начисление пени, и ставки пени не позволяет сделать вывод, что досудебное урегулирование в порядке, предусмотренном ст. 69 НК РФ, осуществлено. Таким образом, в направленном налогоплательщику требовании должны содержаться сведения о сумме задолженности, на которую начислены пени, размер пени, а также дата, с которой начисляются пени, ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности расчета, произведенного налоговым органом. Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога и пеней, в состоянии четко проверить обоснованность начисления суммы недоимки по конкретным налогам и соответствующих пеней. Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорная сумма пеней начислена налоговым органом за период с 16.05.2008 г. по 19.08.2008 г. на общую сумму недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в том числе, возникшую в связи с подачей расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу за 1-3 кварталы 2008 года. Вместе с тем, как усматривается из актов сверки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, составленных инспекцией и комитетом, в 1 квартале 2008 г. налогоплательщику начислено налога: в сумме 28 597 руб. по сроку уплаты 15.02.2008 г. (уплачено в сумме 28 596 руб. 48 руб. платежным поручением от 06.02.2008 г.); в сумме 25 859 руб. по сроку уплаты 17.03.2008 г. (уплачено в сумме 25 858 руб. 80 руб. платежным поручением от 06.03.2008 г.); в сумме 26 612 руб. по сроку уплаты 15.04.2008 г. (уплачено в сумме 26 612 руб. 16 коп. платежным поручением от 04.04.2008 г.); в 2 квартале 2008 г. налогоплательщику начислено налога: в сумме 33 647 руб. по сроку уплаты 15.05.2008 г. (уплачено в сумме 33 646 руб. 74 коп. платежным поручением от 05.05.2008 г.); в сумме 31 043 руб. по сроку уплаты 16.06.2008 г. (уплачено в суммах 2 738 руб. 04 коп. и 28 304 руб. 82 коп. платежными поручениями от 15.05.2008 г. и 06.06.2008 г.); в сумме 51 669 руб. по сроку уплаты 15.07.2008 г. (уплачено в суммах 3 057 руб., 2 302 руб. и 46 311 руб. 02 коп. платежными поручениями от 04.05.2008 г., 24.03.2008 г. и 04.07.2008 г.); в 3 квартале 2008 г. налогоплательщику начислено налога: в сумме 37 741 руб. по сроку уплаты 15.08.2008 г. (уплачено в суммах 37 441 руб. 26 коп. и 300 руб. платежными поручениями от 05.08.2008 г. и 06.08.2008 г.); в сумме 54 027 руб. по сроку уплаты 15.09.2008 г. (уплачено в сумме 54 027 руб. 42 коп. платежным поручением от 05.09.2008 г.), в сумме 38 042 руб. по сроку уплаты 15.10.2008 г. (уплачено в сумме 38 040 руб. 90 коп. платежным поручением от 06.10.2008 г.). Таким образом, суд первой инстанции на основании представленных доказательств обоснованно указал на отсутствие у налогоплательщика в 1-3 кварталах 2008 г. задолженности перед федеральным бюджетом по уплате единого социального налога, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления пеней за указанный период. Каких-либо доказательств возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за иные налоговые (отчетные) периоды, также как и доказательств размера налоговых обязательств за эти периоды, налоговым органом не представлено. Также, согласно актам сверки расчетов по единому социальному налогу между комитетом и инспекцией, в 2007 г. налогоплательщику начислено налога в сумме 297 383 руб., уплачено за 2007 г. – 297 383 руб. (по данным налогового органа задолженность на начало периода составляла 38 598 руб. 42 коп.); в 2006 г. налогоплательщику начислено налога в сумме 172 883 руб., уплачено за 2006 г. – 172 883 руб. 34 коп. (по данным налогового органа задолженность на начало периода составляла 38 598 руб. 76 коп.); в 2005 г. налогоплательщику начислено налога в сумме 164 567 руб., уплачено за 2005 г. – 164 566 руб. 91 коп. (по данным налогового органа задолженность на начало периода составляла 38 598 руб. 67 коп.); в 2004 г. налогоплательщику начислено налога в сумме 322 080 руб., уплачено за 2004 г. – 322 081 руб. (по данным налогового органа задолженность на начало периода составляла 38 598 руб. 43 коп.). Однако налоговым органом не представлены суду доказательства возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате единого социального налога в сумме 38 598 руб. 43 коп., а также период возникновения данной задолженности. Поскольку сведения о размере задолженности, на которую начислены пени, указанные в требовании № 64214 от 22.08.2008 г. и в расчете пеней, не соответствуют друг другу, в то же время, в данных документах налогового органа указана одна сумма начисленных и взыскиваемых пеней – 723 руб. 17 коп., суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности инспекцией размера взыскиваемой суммы пеней. В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган. Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В нарушение указанных норм инспекцией ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено доказательств обоснованности начисления пеней, указанных в требовании. Имеющееся в материалах дела требование не содержит данных о том, за какой период взыскиваются пени и о ставках пени, также не указана сумма задолженности, на которую начислены пени, и период ее возникновения. Следовательно, указанное требование не позволяет налогоплательщику при его получении определить обоснованность начисления спорных сумм пеней, а также проверить обоснованность и правильность расчета пени. При названных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ИФНС РФ по г. Курску о взыскании с Комитета архитектуры и градостроительства города Курска пеней в размере 723 руб. 17 коп. за несвоевременную уплату задолженности по единому социальному налогу. Доводы налогового органа, изложенные в апелляционной Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по делу n А35-879/09-С12. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|