Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу n А14-674/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

14 июля 2009 года                                            Дело №А14-674/2009/26/14

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Шеина А.Е.,

судей                                                                                     Колянчиковой Л.А.,

Яковлева А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,

при участии:

от Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж: Потапова С.В. – главный специалист, доверенность №1161-ФКУ от 05.11.2008г., удостоверение АБ №146 от 16.10.2008; Дорохова К.А. – главный специалист отдела правовой работы, доверенность №1349-ФКУ от 19.12.2008, удостоверение серии АВ №928 от 24.12.2008;

от ОАО «Территориальная генерирующая компания №4» в лице филиала - «Воронежская региональная генерация»: Ломова Т.В. – ведущий юрисконсульт, доверенность №36-02/189905 от 02.03.2009;

от ТСЖ «Добрые соседи»- представитель не явился, надлежаще извещено;

от МУП «Муниципальный информационно-вычислительный центр» - представитель не явился, надлежаще извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2009 по делу №А14-674/2009/26/14 (судья Пименова Т.В.) по иску Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №4» в лице филиала - «Воронежская региональная генерация» к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, при участии третьих лиц: Муниципального унитарного предприятия «Муниципальный информационно-вычислительный центр», Товарищества собственников жилья «Добрые соседи», о взыскании 12 000 рублей убытков в виде невозмещенной межтарифной разницы,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №4» в лице филиала - «Воронежская региональная генерация» (далее - ОАО «ТГК-4», истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее – ответчик) о взыскании 88 824 руб. 97 коп. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную ТСЖ «Добрые соседи» в июне-октябре 2008 года тепловую энергию.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2009 по делу №А14-674/2009/26/14 исковые требования ОАО «ТГК-4» удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.

При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Установление тарифов на тепловую энергию, согласно положениям ФЗ от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и в соответствии с нормами ФЗ от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» не относится к компетенции органов местного самоуправления. При расчете с истцом ТСЖ «Добрые соседи» неправомерно применяло тариф на тепловую энергию, установленный для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 №427 «О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение», поскольку данный акт принят с превышением полномочий, установленных для исполнительного органа местного самоуправления. Для осуществления расчетов с поставщиком тепловой энергии подлежит применению тариф, установленный ГУТ Воронежской области, в связи с чем, требование истца о взыскании убытков является неправомерным.

ОАО «ТГК-4» против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

При этом ОАО «ТГК-4» указывает, что истец не является исполнителем коммунальных услуг. В спорный период действовало постановление Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 №199-II «Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги» и Решение Воронежской городской думы от 28.05.2008 №147-II, согласно которым функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП «Муниципальный информационно-вычислительный центр» (далее – МУП «МИВЦ»). Для расчета платежей граждан в спорный период МУП «МИВЦ» применяло тарифы для населения, установленные постановлением Главы городского округа город Воронеж «О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение» от 07.03.2008 №427. Убытки у истца, являющегося энергоснабжающей организацией, возникли из-за разницы между стоимостью фактически отпущенной в адрес ТСЖ «Добрые соседи» тепловой энергией и суммой, предъявленной для оплаты населению по установленным органом местного самоуправления тарифам, применяемым для расчета оплаты населением стоимости тепловой энергии.

Согласно письму б/н от 07.07.2008 МУП «МИВЦ» пояснило, что для расчета размера платы граждан за отопление в спорный период (июнь-октябрь 2008 года) применялся тариф на тепловую энергию, установленный постановлением Главы городского округа город Воронеж №427 от 07.03.2008 «О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение». Также МУП «МИВЦ» ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

ТСЖ «Добрые соседи» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителей ТСЖ «Добрые соседи» и МУП «МИВЦ», не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, письменные пояснения, заслушав представителей истца и ответчика, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.06.2008 между ОАО «ТГК-4» (энергоснабжающая организация) и ТСЖ «Добрые соседи» (абонент) был заключен договор №3589 на снабжение тепловой энергией в горячей воде.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. договора, энергоснабжающая организация подает до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, теплоноситель для нужд отопления и горячую воду, а абонент принимает (потребляет) и своевременно оплачивает в полном объеме полученную тепловую энергию, горячую воду, и теплоноситель в случае обнаружения утечки сетевой воды, оформленную актом.

Пунктом 3.1. договора установлено, что расчеты за принятую тепловую энергию и горячую воду осуществляются абонентом (ТСЖ «Добрые соседи») по тарифам, утвержденным Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.

Из пунктов 3.3.1., 3.3.2. договора следует, что источниками оплаты потребленной тепловой энергии и горячей воды являются:

- платежи населения, перечисляемые энергоснабжающей организации на основании тарифов, утвержденных постановлением Главы городского округа г. Воронеж, при этом возмещение затрат по выпадающим доходам и льготам, предоставляемым населению, производится за счет средств соответствующего бюджета;

- возмещение Муниципальным образованием городской округ г. Воронеж из средств местного бюджета межтарифной разницы (разница между полной стоимостью фактически отпущенной тепловой энергии и платежами населения).

Из материалов дела следует, что во исполнение договорных обязательств ОАО «ТГК-4» за спорный период (июнь-октябрь 2008 года) поставило ТСЖ «Добрые соседи» тепловой энергии в горячей воде в количестве 3 233,34 м3 и 23,89 Гкал на сумму 198 156,02 руб.

За принятую тепловую энергию была произведена оплата на общую сумму 109 331,05 руб. - за счет платежей населения (89 158,87 руб.) и возмещения соответствующих льгот, предоставляемых населению (20 172,18 руб.).

Разница между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП «МИВЦ» к оплате населению ТСЖ «Добрые соседи», по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж №427 от 07.03.2008, составила за спорный период 88 824,97 рублей.

Размер указанной межтарифной разницы Муниципальным образованием городской округ город Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж возмещен не был.

Учитывая, что размер разницы между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП «МИВЦ» к оплате населению ТСЖ «Добрые соседи», по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж №427 от 07.03.2008 является убытками энергоснабжающей организации, подлежащими возмещению из муниципального бюджета, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми в настоящем деле исковыми требованиями.

По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ОАО «ТГК-4» требования ввиду следующего.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Решениями ГУТ Воронежской области № 30/1 от 15.11.2007 и № 31/9 от 21.11.2007 для ОАО «ТГК-4» при расчете с товариществами собственников жилья установлен тариф в размере 47,64 рублей за 1 м3 и 581,52 рублей за 1Гкал.

В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 №199-II «Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги» и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 №147-II в спорный период функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП «МИВЦ».

Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 №427 «О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение» установлен тариф на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление в размере 686,19 рублей за 1Гкал и 42,76 рублей за 1 м3 горячей воды.

Предъявляемая населению ТСЖ «Добрые соседи» стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП «МИВЦ» с учетом тарифов для населения, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 №427.

19.12.2008 решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 №427 «О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение» признано недействующим со дня его принятия.

В своем решении суд указал, что согласно п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по делу n А64-5728/08-8. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также