Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 по делу n А08-549/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 июля 2009 года                                                     Дело № А08-549/2009-16

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено  02.07.2009  г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                         Миронцевой Н.Д.,

судей:                                                                   Сергуткиной В.А.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Бутыриной Е.А

при участии:

от  ОАО «Белгородский хладокомбинат»:  Рябцева О.Л., начальник юридического отдела по доверенности № 01/09 от 11.01.2009 действительной до 31.12.2009; Авдеенко Л.П., главный бухгалтер по доверенности № 03/09 от 27.01.2009 действительной до 31.12.2009;

от  Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ: Тимофеев Г.Н., начальник отдела правового обеспечения по доверенности № 10-23/04/4527 от 22.08.2007 действительной до 31.12.2009; Макотров А.А., юрисконсульт отдела правового обеспечения по доверенности № 10-23/04/6956 от 12.12.2008 действительной до 17.11.2009;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение арбитражного суда Белгородской области от 27.03.2009 г. по делу № А08-549/2009-16, принятое судьей Танделовой З.М., по заявлению Открытого акционерного общества «Белгородский хладокомбинат» к Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании частично недействительным решения от 05.11.2008 г. № 66

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Белгородский хладокомбинат" (далее – Общество, Заявитель) с уточнением предмета заявления обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиала №1) (далее – Фонд) N 66 от 05.11.2008 в части непринятия к зачету расходов ОАО «Белгородский хладокомбинат» по обязательному социальному страхованию в сумме 32 799 руб., составляющих расходы на оплату больничных листков с включением в расчеты для указанных выплат денежных средств, выплаченных работникам в виде выплат на питание ( том 2 л.д.28).

Решением арбитражного суда Белгородской области от 27.03.2009 заявленные требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с указанным судебным актом, Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, из содержания оспариваемого решения нельзя установить, каким именно требованиям п. 1 ст. 236 НК РФ не соответствует решение № 66 от 05.11.2008. Не согласен с выводом сулда, что спорные выплаты связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, предусмотрены локальными актами и основаны на нормах трудового права. Указывает на невыяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Белгородский хладокомбинат» возражает против доводов, приведенных в ней. Полагает, что заявителем апелляционной жалобы не приведено обстоятельств, которые могли бы в силу ст. 270 АПК РФ явиться основанием для изменения или отмены оспариваемого судебного акта. Просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу– без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители Фонда социального страхования поддерживают доводы апелляционной жалобы, считают обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просят суд решение от  23 марта 2009 года  отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав Обществу в заявленных требованиях в полном объеме.   

Представители Общества возражают против доводов, изложенных в апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считают обжалуемое решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу  – без удовлетворения.

Арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Филиал № 1 Фонда на основании решения Директора филиала №1 Фонда от 29 сентября 2008 года провел выездную проверку Общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности и расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, расходов на цели обязательного социального страхования, произведённых страхователем-плательщиком единого социального налога в счёт начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2006 по 30.06.2008г. (том 1 л.д.40-41).

По данным проверки составлен акт № 108с/с от 9 октября 2008 года           (том 1 л.д.12-15), по результатам рассмотрения которого директором филиала №1 фонда принято решение № 66 от 5 ноября 2008 года, которым не приняты к зачёту расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 38 828 руб. с предложением Обществу отразить суммы, не принятые к зачёту в бухгалтерском учёте и расчётной ведомости по средствам Фонда и представить в территориальный орган ФНС России уточнённый расчёт по единому социальному налогу ( том 1 л.д.7).

Правом принятия решения о проверке, составления акта по результатам проверки и принятия решения по данным проверки филиалы Фонда наделены Постановлением Фонда социального страхования РФ от 07.04.2008 N 81, которым утверждены Методические указания, регулирующие порядок назначения и проведения документальных выездных проверок ревизорами соцстраха и положением о филиале №1 Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 24 января 2005 года ( том 2 л.д.22-27)

Обществом обжалуется решение в части не принятия к зачёту расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 32 799 руб. за июнь 2006 года, март, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года и февраль 2008 года.

Указанная сумма, по данным проверки, не принята к зачёту вследствие нарушения Обществом пункта 4 Положения и включения в расчет среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и ежемесячных пособий по уходу за ребенком выплат на питание 34 работникам (Приложение №2 к акту проверки № 108 от 09.10 2008 г. том 1 л.д.16-19 с уточненной таблицей том 2 л.д.1-3).

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 15.06.2007 N 375 утвердило Положение, которое вступило в силу с 01.01.2007.

Согласно пункту 4 Положения в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.)

Согласно пункту 2 этого же Положения в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам.

Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условия выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера премии и иные поощрительные выплаты).

Трудовым кодексом РФ предусмотрено два вида компенсационных выплат.

Согласно статье 164 Трудового кодекса РФ   компенсации - это денежная выплата, установленная Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами РФ в целях возмещения работнику произведённых им затрат, связанных с выполнением им трудовых и иных обязанностей ( в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

Под компенсационными выплатами на питание понимается выдача денег взамен определённых продуктов питания работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, которые предусмотрены ст. 222 ТК РФ. Данная компенсационная выплата, по мнению Минфина России, не подлежит обложению единым социальным налогом в соответствии с абзацем 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса (письмо Минфина РФ от 01.11.2008г. № 03-04-06-01-01/328).

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.

При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

Как верно отметил суд первой инстанции, другого определения компенсаций Налоговым кодексом РФ не установлено, следовательно, в соответствии со ст. 11 НК РФ принимается именно данное определение компенсаций при расчёте пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребёнком.

Согласно ст. 135 ТК РФ «системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

В соответствии с Коллективным договором Общества на 2005-2008 г.г., раздел 6 «Оплата труда» Общество-работодатель производит компенсацию стоимости питания исходя из наличия денежных средств за фактически отработанное время в месяц, независимо от режима рабочего времени работников (том 1 л.д.76).

Положением об организации оплаты труда работников ОАО «Белгородский хладокомбинат», согласованным председателем профкома и утвержденным генеральным директором ОАО «Белгородский хладокомбинат», вступившим в силу с 01 января 2007 года, в систему оплаты труда включены «средства на питание из расчета 40 рублей в день за фактически отработанное время» (абз. 6 пункта 10 Положения том 1 л.д.26)». Аналогичным положением с 1 января 2008 года размер выплаты составляет 60 руб. в день (том 1 л.д.23).

Выплаты на питание работникам Общества не связаны с соответствующими затратами работника, от него не требуется не только документального подтверждения затрат, но и самого факта их несения.

Данные выплаты связаны только с отработанным работником временем, не зависят от квалификации и иных особенностей рабочего места и выплачиваются безусловно.

Включение выплат на питание в оплату труда и самостоятельное формирование системы оплаты труда Общество произвело с соблюдением правил статьей 129, 135 ТК РФ.

Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что спорные выплаты связаны с исполнением работниками своих трудовых обязанностей, предусмотрены локальными нормативными актами Общества в соответствии с трудовым законодательством, являются гарантированной Обществом частью оплаты труда и должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, на основании правильного применения судом первой инстанции вышеуказанных норм права, последний пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение противоречит пункту 1 статьи 236 НК РФ, удовлетворив заявленное требование в полном объёме.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит. Доводы апелляционной жалобы, по сути, направлены на переоценку доказательств без надлежащих к тому правовых оснований, выводы суда первой инстанции не опровергают.

Суд первой инстанции верно установил фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Белгородской  области  следует  оставить без изменения, а апелляционную жалобу    без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Белгородской области от 27.03.2009  по делу № А08-549/2009-16  – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья                                   Миронцева Н.Д.

Судьи                                                                          Сергуткина В.А.                                                                                                  Семенюта Е.А.

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 по делу n А14-15011/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также