Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу n А64-6881/08-19. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
02 июня 2009 г. Дело № А64-6881/08-19 город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 г. Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2009 г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи - Михайловой Т.Л., судей - Скрынникова В.А., Свиридовой С.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 13.03.2009 г. по делу № А64-6881/08-19 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сосновка-АГРО-Инвест» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области о признании недействительным решения № 1813 от 15.10.2008 г.,
при участии в судебном заседании: от налогового органа: Трякиной Е.В., главного специалиста-эксперта по доверенности № 03-02/04570 от 23.06.2008 г.; Бородиной О.Н., специалиста 1 разряда по доверенности № 03-15/02078 от 10.03.2009 г., от налогоплательщика: Фирсовой Е.В., представителя по доверенности б/н от 18.08.2008 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Сосновка-АГРО-Инвест» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области от 15.10.2008 г. № 1813 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части начисления единого социального налога за первое полугодие 2008 г. и пени. Решением арбитражного суда Тамбовской области от 13.03.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с состоявшимся судебным актом, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене решения арбитражного суда Тамбовской области от 13.03.2009 г. как принятого с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела. В обоснование апелляционной жалобы инспекция, со ссылкой на положения статьи 241 Налогового кодекса и исходя из критериев, установленных пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса, указывает на то, что налогоплательщики могут применять пониженную ставку единого социального налога в тех случаях, когда доля от реализации сельскохозяйственной продукции составит по истечении каждого календарного месяца не менее 70 процентов нарастающим итогом с начала года. До достижения названного критерия налогоплательщики обязаны исчислять единый социальный налог по ставкам, установленным в абзаце 1 пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса. На этом основании налоговый орган, учитывая, что за первое полугодие 2008 г. у общества «Сосновка-АГРО-Инвест» доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме от реализации составила 46,3 процентов, пришел к выводу, что обществом подлежал исчислению единый социальный налог по правилам абзаца 1 пункта 1 статьи 241 Кодекса. Поэтому применение налогоплательщиком пониженных ставок, по мнению инспекции, привело к занижению единого социального налога за полугодие 2008 г. на сумму 121 623 руб. При этом, налоговый орган не согласен с выводом суда о том, что понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» определяется исходя из критериев, установленных в пункте 2 статьи 346.2 Кодекса и полагает, что данной статьей определены лишь критерии, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, а не критерии отнесения налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям, позволяющие ему применить пониженную ставку единого социального налога.
Представитель общества «Сосновка-АГРО-Инвест» возражает против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав пояснения представителей инспекции и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, 11.07.2008 г. обществом с ограниченной ответственностью «Сосновка-АГРО-Инвест» в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области был представлен расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за полугодие 2008 г. По результатам проверки расчета налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки № 2378/1638 от 12.09.2008 г. и вынесено решение № 1813 от 15.10.2008 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому было отказано в привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сосновка-АГРО-Инвест» к налоговой ответственности. В то же время, данным решением обществу предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в сумме 121 623 руб. и пени в сумме 4 081 руб. 76 коп., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Основанием для доначисления указанной сумы налога послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом пониженных ставок по единому социальному налогу для сельскохозяйственных производителей в расчете по авансовым платежам за полугодие 2008 г., в результате чего обществом была занижена сумма единого социального налога, подлежащего уплате за апрель, май, июнь 2008 г. На основании решения № 1813 налоговым органом в адрес общества выставлено требование № 2935 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.10.2008 г., которым налогоплательщику предложено в срок до 20.11.2008 г. уплатить числящуюся за ним недоимку по налогу в сумме 121 623 руб. и пени в сумме 4 081 руб. 76 коп. Решение инспекции № 1813 в части, касающейся доначисления авансовых платежей по единому социальному налогу и пени за их несвоевременное перечисление, было обжаловано обществом в управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее – управление), решением которого от 20.11.2008 г. № 22-26/83 жалоба общества оставлена без удовлетворения. Не согласившись с решением инспекции № 1813 от 15.10.2008 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в оспариваемой части, общество «Сосновка-АГРО-Инвест» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса общество является плательщиком единого социального налога, а в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее – Закон № 167-ФЗ) также страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам. Объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков – организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 Налогового кодекса). В силу абзаца второго пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса для выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса, предусмотрена льготная ставка по единому социальному налогу. Пониженные тарифы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование установлены для таких лиц подпунктом 2 пункта 2 статьи 22 Закона № 167-ФЗ. Однако ни положениями Закона № 167-ФЗ, ни положениями главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Вместе с тем, с внесением Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 216-ФЗ изменений в часть вторую Налогового кодекса, пункт 1 статьи 241 Кодекса, предусматривающий льготные налоговые ставки, в частности, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, дополнен словами «отвечающих критериям, указанным в пункте 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса». Следовательно, с 01.01.2008 г. норма пункта 1 статьи 241 Кодекса носит отсылочный характер. В силу пункта 2 статьи 346.2 Налогового кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов. То есть, в спорный период понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» было установлено Налоговым кодексом. Следовательно, суд первой инстанции при рассмотрении данного дела правомерно применил понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в том значении, в каком оно используется в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса. Таким образом, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся юридические лица, основными видами экономической деятельности которых являются сельское хозяйство, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции и имеющие долю доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Согласно уставу общества «Сосновка-АГРО-Инвест», основными видами его деятельности являются, в частности, производство сельскохозяйственной продукции и предоставление услуг в области растениеводства и животноводства; оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных, мясом, молочными продуктами, живыми животными; транспортная обработка грузов; хранение и складирование зерна; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе, покупка и продажа земельных участков, аренда транспортных средств и оборудования, аренда сельскохозяйственных машин и оборудования; и иные виды деятельности. Из имеющихся в деле бухгалтерских документов за 2007 г. следует, что доля от реализации обществом сельскохозяйственной продукции в 2007 г., то есть в предшествующем календарном году, составила 71,5 процентов, в связи с чем обществом в этом периоде использовались льготные ставки налогообложения единым социальным налогом. В 2008 г. (в том числе и в первом полугодии 2008 г., являющемся спорным периодом) общество также осуществляло производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, оказывало иные услуги по проведению сельскохозяйственных работ, что установлено материалами дела и не оспаривается налоговым органом. Из представленных в материалы дела отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2008 г. и выполненного на основании данных этого отчета расчета «определение статуса сельхозпроизводитель» усматривается, что в 2008 г. доход общества от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции составил 119 147 443 руб., а общий доход от реализации товаров, работ, услуг – 167 729 771 руб., то есть, доля дохода, полученного обществом от реализации сельскохозяйственной продукции в 2008 г., составила 71,04 процента. Следовательно, в 2008 г. в целом, а также в первом полугодии 2008 г. общество продолжало соответствовать понятию «сельскохозяйственный производитель», содержащемуся в пункте 2 статьи 346.2 Кодекса. Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда области о том, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщиком соблюдены все условия применения льготной налоговой ставки по уплате единого социального налога, следовательно, им правомерно применена льготная ставка налогообложения единым социальным налогом в первом полугодии 2008 г. и не допущено занижения единого социального налога. Довод налогового органа о том, что долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме дохода следует определять каждый месяц, и, поскольку в первом полугодии 2008 г. процентное соотношение общего размера дохода общества и дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не превысило 70 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу n А35-7579/07-С15. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|