Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 по делу n А14-16373-2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

27 мая 2009 года                                                                   Дело №А14-16373-2008

г. Воронеж                                                                                                         493/26

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  27 мая 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Семенюта Е.А.,

судей                                                                                     Сергуткиной В.А.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,

при участии:

от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области: Секирин А.И. ведущий специалист – эксперт, доверенность №09-д от 11.01.2009 года;

от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Брыкина О.В. советник отдела, доверенность №251 от 05.05.2009 года; Поляков А.И. ведущий юрисконсульт, доверенность №193 от 08.04.2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 г. по делу № А14-16373-2008/493/26 (судья Федосеева И.В.) по заявлению Главного управления государственного имущества Воронежской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации права,

УСТАНОВИЛ:

 

Главное управление государственного имущества Воронежской области (далее – ГУГИ Воронежской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной палаты Воронежской области (далее по тексту – УФРС по Воронежской области) по отказу в государственной регистрации права Воронежской области на контору Землянского лесничества, расположенную по адресу: Воронежская область, Семилукский район, с. Землянск, ул. Садовая, д. 7, а также об обязании зарегистрировать право собственности Воронежской области на контору Землянского лесничества, расположенную по адресу: Воронежская область, Семилукский район, с. Землянск, ул. Садовая, д. 7.

Определением от 22.01.2009 г. в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произведена замена Главного управления государственного имущества Воронежской области на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – Департамент).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 г. по делу № А14-16373-2008/493/26 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, УФРС по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что Департаментом не представлено всех необходимых документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на спорный объект, а также заявления о регистрации права собственности и перехода права собственности от РФ к Воронежской области. В связи с чем, Управление полагает, что оно обоснованно отказало в государственной регистрации. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправильно истолковал п. 11 ст. 154 ФЗ РФ № 122-ФЗ, а также неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, указывает на то, что представленные документы свидетельствуют об отсутствии у заявителя прав на спорный объект.

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области не согласен с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФРС по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.

Представители Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 19 декабря 2006 года № 414-р, из федеральной собственности в собственность Воронежской области переданы федеральные государственные учреждения (акт приема-передачи от 29 декабря 2006 года), в том числе и Федеральное государственной учреждение «Семилукский лесхоз».

Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области от 18.09.2008 г. № 321-р «О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 19.12.2006 г. № 414-р» уточнены сведения об объектах недвижимости, передаваемых в собственность Воронежской области - пункт 18 приложения к акту приема-передачи от 29.12.2006 г. изложен в новой редакции, а именно: в Перечень включена находящаяся на праве оперативного управления у ФГУ «Семилукский лесхоз» контора Землянского лесничества (Лит. 1А), площадью 83,6 кв.м., расположенная по адресу: Воронежская область, Семилукский район, с. Землянск, ул. Садовая, 7, инвентарный номер 0102200008.

21.10.2008 г. представитель по доверенности ГУГИ ВО обратился в Семилукский отдел УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: контору Землянского лесничества, расположенную по адресу: Воронежская область, Семилукский район, с. Землянск, ул. Садовая, д. 7.

Сообщением УФРС по Воронежской области № 29/063/2008-190 от 20.11.2008 г. заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости со ссылкой на абзацы 4, 8, 9 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ).

Не согласившись с данным отказом УФРС по Воронежской области, Департамент обратился за судебной защитой.

По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Право заинтересованного лица обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонение от регистрации предусмотрено ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 АПК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. При рассмотрении требования об обжаловании отказа в государственной регистрации прав, действия регистрирующего органа подлежат проверке с точки зрения соответствия названному Закону.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно статье 9 упомянутого Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г.).

Статьей 20 Федерального закона № 122-ФЗ закреплены основания для отказа в государственной регистрации прав.

Согласно имеющейся в материалах дела расписке на государственную регистрацию права Департаментом представлены, в том числе, акт приема-передачи федеральных государственных учреждений, передаваемых в собственность Воронежской области, перечень недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным государственным учреждениям, передаваемым в собственность Воронежской области, выписка из реестра государственного имущества Воронежской области № 1331 от 03.10.2008 г., распоряжения № 321-р, 414-р.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 года № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. № 114-рп.

При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности на праве собственности руководствуется приложениями №№ 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1.

Исходя из смысла данного постановления, вопрос об обоснованности включения в соответствующий реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.

Однако суду не представлено доказательств наличия указанного спора о праве собственности на данный объект недвижимости.

Абзацем 9 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г.  № 122-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после принятия решения о передаче имущества передают (принимают) его в государственную или муниципальную собственность, подписывают передаточный акт о принятии имущества в государственную или муниципальную собственность, в двухмесячный срок вносят изменения в учредительные документы соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений.

В силу абз. 31 ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи (абз. 33 ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ).

Таким образом, в силу прямого указания положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в предусмотренных случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права.

В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод УФРС по Воронежской

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу n А48-2403/08-9. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также