Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу n А48-4998/08-8. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
07 мая 2009 г. Дело № А48-4998/08-8 г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 г. Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2009 г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Миронцевой Н.Д., судей Семенюта Е.А., Осиповой М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А. при участии: от ЗАО «Орелнефтепродукт»: Трубицина Е.И. – представитель по доверенности № 57 от 24.12.2008 г., паспорт 54 02 45876 выдан Заводским РОВД г. Орла; Лобов М.А. – представитель по доверенности от 01.04.2009 г., паспорт 54 03 785357 выдан Северным РОВД г. Орла 22.12.2003 г.; от УФАС по Орловской области: Бубенцова Л.Н. – заместитель руководителя по доверенности № 02/02 от 11.01.2009 г., удостоверение № 5024 выдано 04.03.2009 г.; Кирьянов А.Н. – начальник отдела естественных монополий и рекламы по доверенности № 2979/04 от 01.11.2008 г., удостоверение № 5049 выдано 04.03.2009 г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.02.2009 г. по делу № А48-4998/08-8 (судья Володин А.В.) по заявлению закрытого акционерного общества «Орелнефтепродукт» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Орелнефтепродукт» (далее – ЗАО «Орелнефтепродукт», Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – УФАС по Орловской области, Управление) о признании недействительными решения от 30.10.2008 г. по делу № 100-06/05 A3 и выданного на его основе предписания от 30.10.2008 г. № 2957/02. Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.02.2009 г. по делу № А48-4998/08-8 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решение от 30.10.2008 г. по делу №100-06/05 АЗ и предписание от 30.10.2008 г. № 2957/02 по делу № 100-06/05 АЗ. Не согласившись с указанным судебным актом, УФАС по Орловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению Управления, Общество злоупотребляет доминирующим положением на рынке нефтепродуктов и имеет возможность в одностороннем порядке влиять на цену бензина. Представители Управления поддержали доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела. Представители Общества отклонили доводы, изложенные в апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считая обжалуемое решение законным и обоснованным. Изучив материалы дела, заслушав представителей ли участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Как установлено судом и следует из материалов дела, определением УФАС по Орловской области от 11.09.2006 г. в отношении ЗАО «Орелнефтепродукт» возбуждено дело №100-06/05 A3 по признакам нарушения ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выразившегося в установлении монопольно высоких цен на автомобильный бензин марки АИ-92 в период с 01.08.2006 г. по 01.09.2006 г. В связи с вступлением в силу с 26.10.2006 г. Закона № 135-ФЗ, определением от 02.11.2006 г., Управлением изменена квалификация вменяемого ЗАО «Орелнефтепродукт» нарушения со ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на ст. 10 Закона № 135-ФЗ, содержание которой соответствует ст. 5 ранее действовавшего Закона РСФСР № 948-1. По результатам рассмотрения дела № 100-06/05 A3 решением УФАС по Орловской области от 30.10.2008 г. ЗАО «Орелнефтепродукт» признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ, в связи со злоупотреблением доминирующего положения на рынке розничной продажи нефтепродуктов Орловской области, путем установления монопольно высокой цены на бензин АИ-92 в период с 01.09.2006 г. по 05.09.2006 г. На основании решения от 30.10.2008 г. Управление выдало Обществу предписание от 30.10.2008 г. № 2957/02 о прекращении нарушения ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ и в срок до 10.12.2008 г. предложено перечислить в федеральный бюджет доход, полученный им в результате нарушения антимонопольного законодательства, в размере 50 820 руб. Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа от 30.10.2008 г. по делу № 100-06/05 А3 и полагая, что они противоречат действующему законодательству, а также нарушают права и законные интересы Общества, ЗАО «Орелнефтепродукт» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При рассмотрении заявления Общества суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. Исходя из содержания данной правовой нормы, злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях. Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой признается цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке (пункт 1) и эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли (пункт 2). В соответствии с частью 2 вышеприведенной статьи цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев. Как следует из оспариваемого решения УФАС по Орловской области, сопоставимый товарный рынок по количеству продаваемого товара за определенный промежуток времени, составу покупателей и продавцов товара, а также по условиям доступа на рынок для розничного товарного рынка бензина АИ-92 Орловской области не выявлен, в связи с чем, первый критерий для установления монопольно высокой цены на товар, из перечисленных в ч. 1 ст. 6 Закона № 135-ФЗ, Управлением не применялся. Судом установлено, что УФАС по Орловской области не выявило в действиях ЗАО «Орелнефтепродукт» по изменению в сторону увеличения цен на бензин марки АИ-92 в период с 01.09.2006 г. по 04.09.2006 г. наличия первого из предусмотренных ч. 1 ст. 6 Закона № 135-ФЗ критериев. В связи с чем, довод Управления о том, что установленная Обществом цена являлась монопольно высокой, является недоказанным. Поскольку первый из предусмотренных в ч. 1 ст. 6 Закона № 135-ФЗ критериев признания цены на товар монопольно высокой УФАС по Орловской области при проведении анализа действий ЗАО «Орелнефтепродукт» не выявлялся, суд первой инстанции правильно указал, что данное обстоятельство исключает возможность признания установленной хозяйствующим субъектом цены монопольно высокой. Как усматривается из обжалуемых ненормативных актов Управления, устанавливая наличие в действиях ЗАО «Орелнефтепродукт» второго из перечисленных в ч. 1 ст. 6 Закона № 135-ФЗ критериев, УФАС по Орловской области исходило из того, что экономической необходимости в увеличении розничных цен на бензин Аи-92 у Общества с 01.09.2006 г. не было, так как последнее повышение оптовых (закупочных) цен на бензин Аи-92 произошло 23.08.2006 г., а следующее увеличение – только 05.09.2006 г. Однако ЗАО «Орелнефтепродукт» увеличивало розничную цену на указанный вид бензина 23, 24, 28 августа и 1 сентября 2006 года. Таким образом, розничная цена на бензин Аи-92, установленная ЗАО «Орелнефтепродукт» до 01.09.2006 г. (18,90 руб./л), была достаточной для покрытия расходов на закупку и реализацию данного товара, а цена, установленная Обществом с 01.09.2006 г. и действовавшая до 05.09.200 6г., являлась монопольно высокой. Вместе с тем, исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 135-ФЗ следует, что критерии для определения понятия «превышения суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли» в действующих нормативных актах не установлены. В то же время, данная категория является оценочной, и в отсутствие четкого нормативного регулирования установить пределы «необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли» не представляется возможным. Из оспариваемого решения УФАС по Орловской области следует, что именно цена, установленная ЗАО «Орелнефтепродукт» за период с 20 час. 00 мин. 01.09.2006 г. по 04.09.2006 г. включительно, признана монопольно высокой, и Обществу предписано перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную от реализации товара именно за данный период. Однако, в решении Управления не содержится ссылки на то обстоятельство, что анализ установленных ЗАО «Орелнефтепродукт» цен на бензин АИ-92 относится именно к периоду с 01.09.2006 г. по 04.09.2006 г., а не только по состоянию на 01.09.2006 г., в то время как Обществу вменяется в вину установление и поддержание монопольно высокой цены на бензин марки АИ-92 не за период с 01.08.2006 г. по 01.09.2006 г., результаты анализа цен за который приведены в решении от 30.10.2008 г. по делу №100-06/05 АЗ, а за период после 01.09.2006 г. В связи с этим оценка прибыли, полученной ЗАО «Орелнефтепродукт» в период после 01.09.2006 г., выходит за рамки рассматривавшегося УФАС по Орловской области дела №100-06/05 A3. Следовательно, установленная Обществом цена реализации бензина марки АИ-92 после 01.09.2006 г., не могла приниматься Управлением во внимание. При этом, как усматривается из оспариваемого решения, цена, установленная Обществом в период с 01.08.2006 г. по 01.09.2006 г., с учетом индекса инфляции за август 2006 н. не признана Управлением монопольно высокой. С учетом анализа представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции установлено, что Управлением не подтверждено превышение спорной цены по сравнению с ценой, устанавливаемой хозяйственными субъектами, не входящими с покупателями или продавцами в одну группу лиц и не занимающими доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке. Вывод УФАС по Орловской области о том, что для признания цены монопольно высокой достаточно наличие одного из критериев, перечисленных в части 1 статьи 6 Закона № 135-ФЗ, основан не неверном толковании норм материального права. Судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка Управления на судебную практику, с учетом того, что постановления федеральных судов округов статусом обязательности для арбитражных судов на всей территории РФ не обладают, поскольку выражают позицию суда по конкретному делу, с учетом определенных обстоятельств, и обязательны для лиц, участвующих в деле. Вывод Управления об опережающем росте прибыли над ростом затрат, необходимых для производства и реализации товаров основного вида деятельности Общества, не подтверждается представленными в ходе рассмотрения дела доказательствами. Кроме того, судом установлено, что при анализе выручки и себестоимости товаров, работ услуг УФАС по Орловской области не раскрыта структура объема продаж применительно к бензину АИ-9. Вместе с тем, ЗАО «Орелнефтепродукт» осуществляется деятельность, в том числе не связанная с реализацией нефтепродуктов (продажа сопутствующих товаров, сдача в аренду зданий и помещений и т.д.). На основании чего, довод Управления об извлечении Обществом сверхприбыли от реализации АИ-92 за период с 01.08.2006 г. по 01.09.2006 г. обоснованно не принято судом во внимание. При указанных обстоятельствах, наличия в действиях ЗАО «Орелнефтепродукт» признаков установления монопольно высокой цены на АИ-92, то есть признаков состава нарушения антимонопольного законодательства судом не установлено. Поскольку УФАС по Орловской области в соответствии с требованиями статьи 200 АПК РФ не представило доказательств законности и обоснованности принятого им решения от 30.10.2008 г. по делу № 100-06/05A3, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования ЗАО «Орелнефтепродукт». Довод Управления о неправомерном взыскании с него 4 000 рублей расходов по уплате госпошлины, не может быть принят во внимание ввиду следующего. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу n А14-12912-2008/401/4. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|