Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2009 по делу n А48-360/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 апреля 2009 года Дело № А48-360/2009 город Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2009 г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Михайловой Т.Л., судей: Осиповой М.Б., Миронцевой Н.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла на определение арбитражного суда Орловской области о принятии обеспечительных мер от 03.02.2009 г. по делу № А48-360/2009 (судья Соколова В.Г.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Велор» к инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла о признании недействительным требования № 67 от 30.01.2009 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, при участии в судебном заседании: от налогового органа: Балашовой Е.В., специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности № 29 от 04.06.2008 г.; от налогоплательщика: Левит Т.В., начальника юридического отдела по доверенности б/н от 18.09.2008 г.,
УСТАНОВИЛ: Закрытое акционерное общество «Велор» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла о признании недействительным требования от 30.01.2009 г. № 67 об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Одновременно с подачей заявления обществом было заявлено ходатайство об обеспечении иска в виде приостановления действия оспариваемого требования. Определением арбитражного суда Орловской области от 03.02.2009 г. заявленное налогоплательщиком ходатайство было удовлетворено: действие требования инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла № 67 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.01.2009 г. приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по рассматриваемому делу. Не согласившись с вынесенным определением о принятии обеспечительных мер, инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение арбитражного суда Орловской области от 03.02.2009 г. об обеспечении иска. В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на то, что принятые судом меры по обеспечению иска нарушили баланс интересов бюджетов Российской Федерации и налогоплательщика, поскольку неуплата в бюджет налога на прибыль приведет к длительному не поступлению взыскиваемых сумм в соответствующие бюджеты Российской Федерации, что, по мнению инспекции, недопустимо в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов при рассмотрении споров. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что взыскиваемая по решению о привлечении к налоговой ответственности сумма налогов, пени и штрафов в размере 2 813 918 руб. 61 коп., на основании которого выставлено требования, значительно меньше суммарной стоимости внеоборотных и оборотных активов налогоплательщика (всего в сумме 8 685 696 000 руб.), в связи с чем взыскание данной суммы не может привести к значительным негативным для него последствиям, а также на то, что в определении об обеспечении заявленных требований не указано, принятие каких дополнительных мер по возмещению взысканных инспекцией налогов потребуется от налогоплательщика в случае удовлетворения требований инспекции. Инспекция также указывает, что статья 79 Налогового кодекса гарантирует налогоплательщику, что сумма излишне взысканного налога будет возвращена с начисленными на нее процентами. Также, по мнению инспекции, необоснованной является ссылка суда на абзац 1 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 от 09.07.2003 г. «О практике рассмотрения арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общие собрания акционеров», определяющий, что вероятное обращение в суд с новыми требованиями для восстановления нарушенного права свидетельствует о затруднительности или невозможности исполнения судебного акта. Соответственно, и вывод суда о том, что налоговая инспекция не исполнит требование налогового законодательства, в связи с чем общество вынуждено будет обратиться в суд, основан на предположениях и документально не подтверждается. Закрытое акционерное общество «Велор» возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает определение арбитражного суда Орловской области об обеспечении иска законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей инспекции и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда первой инстанции следует оставить без изменения. Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла в отношении закрытого акционерного общества «Велор» была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № 43 от 01.11.2008 г. и принято решение № 68 от 29.12.2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании решения № 68 инспекция выставила обществу требование № 67 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.01.2009 г., в котором предлагало обществу погасить в срок до 09.02.2009 г. числящуюся за ним задолженность по налогу на прибыль в сумме 2 049 137 руб., а также уплатить пени в сумме 308 387 руб. 01 коп. и штраф в сумме 456 394 руб. 60 коп., всего – в сумме 2 813 918 руб. 61 коп. Не согласившись с требованием инспекции № 67 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, заявив одновременно ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа – требования инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла № 67 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.01.2009 г. Судом испрашиваемая обеспечительная мера принята, действие требования инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла № 67 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.01.2009 г. приостановлено. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. На основании части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения. По смыслу разъяснений, содержащихся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе об основаниях принятия обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска. В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Перечень обеспечительных мер установлен статьей 91 Арбитражного процессуального кодекса. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 года № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса. В силу части 5 статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса по результатам рассмотрения заявления об обеспечении иска арбитражный суд выносит определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска. В определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении, как это следует из разъяснения, содержащегося в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 года № 55, арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер. В связи с этим при оценке доводов заявителя, в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Кроме того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ходатайство о применении обеспечительных мер не может быть удовлетворено, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Кодекса, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения. Из материалов дела следует, что в обоснование ходатайства о принятии обеспечительных мер общество ссылалось на то, что непринятие мер по приостановлению исполнения требования инспекции № 67 от 30.01.2009 г. повлечет за собой взыскание с общества суммы налога на прибыль, пени и штрафа всего в размере 2 813 918 руб. 61 коп., что негативно отразится на его финансовом состоянии, поскольку повлечет задолженность по заработной плате перед работниками общества, невыполнение договорных обязательств, в том числе по кредитным договорам и договорам на энергоснабжение, поставку газа и обязательств перед бюджетами различных уровней по перечислению плановых налоговых платежей. Основываясь на изложенном, общество указало, что изъятие из его оборота денежных средств в уплату налогов, пеней и санкций, доначисленных налоговым органом в указанных в требовании № 67 суммах, может негативно сказаться на финансовом состоянии общества, которое и так претерпевает трудности в условиях финансового кризиса, и впоследствии может вызвать затруднения по исполнению судебного акта в отношении средств, изъятых из его оборота. Также, по мнению общества, непринятие обеспечительных мер, в случае удовлетворения судом его требований, может повлечь затруднение исполнения решения суда, поскольку в этом случае общество вынуждено будет прибегнуть к иным способам восстановления своих нарушенных прав, в то же время, налоговый орган, используя механизмы взыскания, предоставленные ему налоговым законодательством, не лишен возможности в принудительном порядке взыскать спорные суммы налогов, пеней и санкций после рассмотрения спора по существу, а просрочка в уплате налога будет компенсирована уплатой пени, исчисленной налоговым органом. Согласно справке о финансовом состоянии закрытого акционерного общества «Велор» от 29.01.2009 г. у налогоплательщика имеются следующие текущие обязательства: -по уплате кредиторской задолженности поставщикам - в сумме 469 669 860 руб., -по кредитам банков (с учетом процентов) - в сумме 3 069 782 339 руб., -по текущим платежам в бюджет и внебюджетные фонды - в сумме 8 474 990 руб., -по оплате труда - в сумме 17 772 583 руб. Поэтому, изъятие денежных средств в сумме 2 813 918 руб. 61 коп., указанной в требовании № 67, может повлечь невыплату заработной платы и создать невозможность исполнения обязательств перед бюджетом по перечислению текущих налоговых платежей, а также неисполнение иных перечисленных Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2009 по делу n А14-14764/08/. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|