Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу n А14-16662/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 марта 2009 года                                          Дело №А14-16662/2008/371/22

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Сергуткиной В.А.,

судей                                                                                              Протасова А.И.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью Финансово-Строительная Группа «АВА-Строй»: Толстенко А.П., представитель по доверенности б/н от 10.12.2008, паспорт серии 20 06 № 804905, выдан отделением УФМС России по Воронежской области в Поворинском районе 09.08.2007;

от Управления по экологии и природопользованию Воронежской области: Сукманова Л.И., советник управления, доверенность № 02-05-3270 от 17.10.2008, удостоверение   № 753 от 20.07.2006; Касьянов С.В., заместитель руководителя Управления, доверенность № 02-05-2707 от 18.08.2008, удостоверение № 1418 от 20.03.2007,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Финансово-Строительная Группа «АВА-Строй» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.01.2009 года по делу № А14-16662/2008/371/22 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Финансово-Строительная Группа «АВА-Строй» к Управлению по экологии и природопользованию Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2008 года №7/68,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Финансово-Строительная Группа «АВА-Строй» (далее – ООО ФСГ «АВА-Строй») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по экологии и природопользованию Воронежской области (далее – Управление) от 28.11.2008 года №7/68.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.01.2009 года по делу № А14-16662/2008/371/22 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ФСГ «АВА-Строй» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь при этом на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

При этом Общество считает, что Управление не имело полномочий на проведение проверки и привлечение заявителя к административной ответственности, поскольку согласно части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.12, лишь в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, а также поскольку Управление не может осуществлять государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в частности водных объектов, расположенных на территориях двух или более субъектов Российской Федерации. В обоснование данного довода Управление ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года №640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов», пункт 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года №400, и пункт 3.1.4 Положения об Управлении по экологии и природопользованию Воронежской области, утвержденного Постановлением Администрации Воронежской области.

Заявитель указывает, что письмо Минприроды РФ от 16.09.2008 года №07-50/9540 не могло являться основанием, предусмотренным частью 5 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», к проведению мероприятий по контролю. ООО ФСГ «АВА-Строй» полагает, что приказ Управления от 15.10.2008 года №1063 не соответствует требованиям статьи 7 указанного закона, поскольку не содержит указания на задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю.

Общество ссылается на наличие смягчающего ответственность обстоятельства, а именно очистку территории в береговой полосе реки Воронеж от захламления порубочными остатками и выкорчеванными пнями, в связи с чем неправомерно привлечение его к административной ответственности в виде штрафа в максимальном размере.

Кроме того, по мнению заявителя, вывод суда об установлении материалами проверки осуществления Обществом работ по планировке площадок и осуществления строительства сооружений в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны не соответствует действительности, не подтверждается материалами дела и не доказан в судебном заседании.

Управление письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, доводы апелляционной жалобы отклонило в судебном заседании, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 20.03.2009 года.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемое решение – отмене.

Как следует из материалов дела, 15.10.2008 года должностным лицом Управления на основании писем Минприроды РФ от 16.09.2008 года №07-50/9540, жителей д.Борки Рамонского района от 07.10.2008 года вх.№3299 и приказа Управления от 15.10.2008 года №1063 «О проведении проверки» проведена внеплановая проверка нарушения природоохранного законодательства ООО ФСГ «АВА-Строй» на земельном участке, расположенном по адресу: Воронежская область, Рамонский район, д.Борки, ул.Победы, 105а.

В ходе проверки установлено, что на данном земельном участке ведется строительство (закладка железобетонных блоков), перемещение грунта, сдвигается грунт для обустройства строительной площадки и подъездной дороги; в береговой полосе реки Воронеж на расстоянии 1 метра от воды обнаружено захламление территории площадью 50 кв.м., образованное обрезками спиленных деревьев и выкорчеванными пнями, которые сдвинуты почти в реку; документы на осуществление строительства и перемещение грунта проверяющим в момент проверки представлены не были; строительная площадка распланирована Обществом таким образом, что не осталась свободной полоса земли вдоль береговой линии для свободного доступа граждан к реке Воронеж.

По результатам проверки природоохранной деятельности 15.10.2008 года составлен акт от №7/73.

Определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.2008 года Управление возбудило в отношении ООО ФСГ «АВА-Строй» дело об административном правонарушении по части 2 статьи 8.12 КоАП РФ и определило провести по нему административное расследование.

По завершении административного расследования, полагая, что установленное в ходе проверки деяние ООО ФСГ «АВА-Строй», выразившееся в захламлении территории площадью 50 кв.м. в береговой полосе реки Воронеж на расстоянии одного метра от воды обрезками спиленных деревьев и выкорчеванными пнями, которые сдвинуты почти в реку, а также в распланировании строительной площадки без учета береговой полосы, предназначенной для свободного доступа граждан к реке Воронеж, нарушает требования части 6 статьи 6, части 1 статьи 61, части 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.12 КоАП РФ, Управление 24.11.2008 года составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении №7/56.

Определением, полученным Обществом 26.11.2008 года, административный орган определил назначить рассмотрение дела об административном правонарушении на 11 час. 00 мин. 28.11.2008 года.

28.11.2008 года по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление №7/68 о наложении штрафа за административное правонарушение, которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.12 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО ФСГ «АВА-Строй» обратилось в арбитражный суд с рассмотренным требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управление наделено полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, у административного органа имелось законное основание для проведения проверки, а материалами административного дела подтверждается факт совершения Обществом вменяемого ему правонарушения.

Апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Часть 2 статьи 8.12 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток

Объектом вменяемого Обществу правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с соблюдением установленного законом режима при использовании земельных участков и лесов в водоохранных зонах.

Субъектами ответственности по части 2 статьи 8.12 КоАП РФ являются граждане, должностные лица и юридические лица, использующие земельные участки и леса, расположенные в водоохраной зоне.

Объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения выражается в нарушении установленного законом режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах, то есть правовых норм, отражающих специфику использования указанных объектов, расположенных в водоохраной зоне.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации  водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Часть 4 названной статьи закрепляет, что для рек протяженностью от пятидесяти километров и более ширина водоохранной зоны устанавливается от их истока в размере двухсот метров.

Часть 11 статьи 65 Водного кодекса РФ определяет ширину прибрежной защитной полосы в зависимости от уклона берега водного объекта, составляющей тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Части 15, 16 устанавливают ограничения использования территорий в границах водоохранных зон. Так, в границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускаются при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Часть 17 указанной выше статьи устанавливает дополнительные запреты на осуществление в границах прибрежных защитных полос распашки земель, размещение отвалов размываемых грунтов и выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Привлекая ООО ФСГ «АВА-Строй» к административной ответственности, Управление исходило из того, что Обществом допущено нарушение режима использования земельного участка и леса в водоохранной зоне, установленного нормами части 6 статьи 6, части 1 статьи 56 и части 1 статьи 61.

Часть 6 статьи 6 Водного кодекса РФ закрепляет, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Статья 6 Водного кодекса РФ, закрепляя правовой режим использования водных объектов общего пользования, не устанавливает специфических правил использования земельных участков и лесов в водоохранной зоне.

Поэтому нарушение порядка использования береговой полосы, предназначение которой – общее пользование, не является нарушением режима использования земельных

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу n А08-5213/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также