Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу n А08-8480/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 марта 2009 года                                                        Дело №А08-8480/2008-27

г.Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Протасова А.И.

судей                                                                                       Сергуткиной В.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анохиной К.Г.,

при участии:

от ООО «Новооскольское-1»: Головина Р.В., представителя по доверенности от 10.11.2008;

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области: Мартемьяновой Н.Г., главного специалиста-эксперта по доверенности №05-08/29 от 27.02.2009;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2009 по делу №А08-8480/2008-27 (судья Головина Л.В.),

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Новооскольское-1» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 05.11.2008 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.7.1 КоАП РФ.

Решением от 20.01.2009 суд удовлетворил заявленные требования.

Полагая, что судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционная инстанция установила следующее.

22.10.2008 сотрудниками Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области проведена плановая проверка деятельности ООО «Новооскольское-1» на предмет соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка площадью 1730000 кв.м. пашни в границах Большеивановского сельского поселения.

В ходе указанной проверки выявлен факт использования указанного земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю.

22.10.2008 по данному факту Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.

Постановлением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области от 05.11.2008 ООО «Новооскольское-1» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Посчитав, что указанное постановление принято с нарушением требований законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой.

Разрешая спор по существу, суд исходил из доказанности в рассматриваемом случае факта совершения Обществом вменяемого правонарушения, следовательно вины в его совершении, однако нарушенной Управлением процедуру привлечения Общества к административной ответственности.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными правомерными и обоснованными выводом суда и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее.

Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Анализ объекта и объективной стороны данного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Согласно п.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п.1 ст.26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В порядке ст.8 ГК РФ гражданские права, в том числе права на земельные участки, возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав.

В соответствии со ст.26 Земельного кодекса РФ и ст.609 Гражданского кодекса РФ договор аренды недвижимого имущества (земельного участка), заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно п.1 ст.164 Гражданского кодекса РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.131 Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу п.1 ст.26 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества производится посредством регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

С учетом вышеприведенных норм только после заключения договора и его регистрации арендаторы приобретают право владеть и пользоваться арендованным имуществом, в том числе арендованным земельным участком.

В силу статьи 6 Закона №122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения его в действие перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из представленных материалов дела следует, что ООО «Новооскольское-1» пользуется земельным участком площадью 1730000 кв.м. пашни в границах Большеивановского сельского поселения на основании договора аренды, заключенного с ЗАО «Заря» 05.05.2008.

Доказательств наличия у ЗАО «Заря» правовых оснований распоряжения земельным участком площадью 1730000 кв.м. пашни в границах Большеивановского сельского поселения, в материалах дела отсутствуют и Обществом, в нарушение ст.65 АПК РФ, ни административному органу, ни в суд представлено не было.

Таким образом, каких-либо законных оснований для использования указанного земельного участка Общество не имеет.

Таким образом, факт нарушения ООО «Новооскольское-1» требований изложенных выше норм, а именно не выполнение обязанности по оформлению в установленном порядке правоустанавливающих документов на используемый земельный участок, следовательно, совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ, подтвержден.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При использовании  земельного участка площадью 1730000 кв.м. пашни в границах Большеивановского сельского поселения без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, у ООО «Новооскольское-1» имелась возможность для выполнения обязанности по оформлению указанных документов. Однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры для выполнения указанной обязанности, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Вместе с тем, Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области нарушена процедура привлечения ООО «Новооскольское-1» к административной ответственности, что подтверждается следующим.

В силу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

В силу статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; указанным лицам, а также потерпевшему копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку (статья 28.2 КоАП РФ).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 №46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2. КоАП РФ.

Из представленных материалов дела следует, что генеральный директор ООО «Новооскольское-1» Шестаков Ю.В. отказался получить распоряжение о проведении проверки, в котором указано, что  проверка будет проводиться 22.10.2008 в 8 час. 40 мин., а протокол будет составлен в этот же день в 11 часов.

Документального подтверждения извещения Общества либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении 22.10.2008 в материалах дела не имеется и Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области не представлено.

Таким

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу n А14-12964/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также