Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 по делу n А76-25762/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-1270/2008 г. Челябинск 14 марта 2008г. Дело № А76-25762/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Тимохина О.Б., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарём судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г.Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 января 2008г. по делу № А76-25762/2007 (судья Попова Т.В.), при участии от подателя апелляционной жалобы Скорыниной А.Е. (доверенность от 09.01.2008 № 03/48-2), УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Чедем» (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО «Чедем») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г.Челябинска (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 16.10.2007 № 359 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее по тексту- НДС) в сумме 178066 рублей. Решением суда первой инстанции от 22 января 2008г. заявленное требование удовлетворено. Не согласившись с вынесенным решением суда, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить ввиду его незаконности и необоснованности и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на неправильное применение (истолкование) судом норм материального права - статей 169, 172, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), пункта 24 Правил ведения журналов учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчётах по налогу на добавленную стоимость, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 (далее по тексту - Правила). В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней мотивам. В апелляционной жалобе инспекция указывает, что основанием для отказа в применении заявителем вычетов по НДС в сумме 178066 рублей по счетам-фактурам от 10.04.2007 № 570, от 16.04.2007 № 608, выставленным от ООО «Компания «Металлинвест-Южный Урал», явилось нахождение данной организации на упрощённой системе налогообложения, в связи с чем согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ такие организации не признаются налогоплательщиками НДС и в соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ не должны при реализации товаров (работ, услуг) оформлять счета-фактуры с начислением НДС. Также податель апелляционной жалобы отмечает, что, поскольку ООО «Компания «Металлинвест-Южный Урал» выступало в отношениях с ООО «Чедем» в качестве комиссионера от ООО «Компания Металлинвест», в силу пункта 24 названных выше Правил все показатели счетов-фактур, выставленных им заявителю, должны совпадать с указанными в счетах-фактурах, выставленных комитентом (ООО «Компания Металлинвест») в адрес своего комиссионера (ООО «Компания «Металлинвест-Южный Урал»), однако такие показатели, как грузоотправитель, грузополучатель, покупатель и их адреса, ИНН/КПП покупателя в этих счетах-фактурах не соответствовали. Таким образом, инспекция посчитала, что спорные счета-фактуры, по которым заявителем применены вычеты НДС, не соответствуют требованиям пункта 24 указанных Правил, и поскольку в них отражены недостоверные сведения, они не могут являться основанием для принятия выделенных в них сумм НДС к вычету у налогоплательщика-покупателя. С учётом изложенного, инспекция считает, что отказ заявителю в применении вычетов законен и у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленного требования ООО «Чедем», надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. С учётом мнения представителя налогового органа дело в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей ООО «Чедем». Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя налогового органа, считает, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит. Как установлено судом и видно из материалов дела, основанием для вынесения частично оспариваемого решения инспекции послужили результаты камеральной налоговой проверки по вопросам обоснованности и правомерности применения по НДС налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по экспортным поставкам на основе налоговой декларации по НДС за май 2007г. (л.д.51-65). Результаты проверки оформлены актом от 24.09.2007 № 369 (л.д.5-16), рассмотрев который инспекция вынесла решение от 16.10.2007 № 359. Данным решением применение налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в заявленной сумме 18354827 рублей признано обоснованным, решено возместить НДС в сумме 2827677 рублей, отказано в возмещении НДС в сумме 178066 рублей (л.д.17-18). Как видно из содержания данного решения инспекции, мотивом к отказу в возмещении спорной суммы НДС (178066 рублей) по счетам-фактурам от 10.04.2007 № 570, от 16.04.2007 № 608, выставленным от ООО «Компания «Металлинвест Южный Урал», явилась информация, полученная по запросу инспекции, о том, что данная организация применяет упрощённую систему налогообложения. На основе данной информации инспекция, руководствуясь положением пункта 2 статьи 346.11 НК РФ, согласно которому организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, сделала вывод о предъявлении заявителем спорного вычета в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 172 НК РФ, поскольку НДС поставщиком - ООО «Компания «Металлинвест Южный Урал» в бюджет не уплачен. Не согласившись с решением налогового органа и посчитав его незаконным в оспариваемой части, ООО «Чедем» обратилось с заявлением в арбитражный суд. В обоснование заявленного требования ООО «Чедем» считало, что имеет право на возмещение спорной суммы НДС вне зависимости от того, что ООО «Компания «Металлинвест Южный Урал» применяет упрощённую систему налогообложения, поскольку у последнего в случае выделения в выставленном покупателю счёте-фактуре НДС возникает обязанность по уплате такой суммы налога. Заявитель ссылался на то, что ООО «Компания «Металлинвест Южный Урал» является комиссионером ООО «Компания Металлинвест», в связи с чем спорные счета-фактуры заполнило надлежащим образом. Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, указал, что приводимые инспекцией доводы не являются обстоятельством, исключающим право заявителя на предъявление к возмещению спорных сумм НДС, а пунктом 1 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счёт-фактура, выставленный комиссионером, является основанием для вычета НДС у покупателя. Выводы суда являются правильными, соответствующими обстоятельствам, материалам дела и законодательству. Возмещение НДС по налоговой ставке 0 процентов регулируется положениями пункта 1 статьи 164, статей 165, 171-173, 176 НК РФ, которые находятся во взаимосвязи. Спор сводится к правомерности возмещения из бюджета НДС по счетам-фактурам, выставленным при приобретении товара на внутреннем рынке. Как следует из материалов дела, между заявителем (покупатель) и ООО «Компания «Металлинвест Южный Урал» (поставщик) был заключен договор поставки продукции от 15.12.2006 № 125/06 (л.д.23-25). По договору комиссии на продажу продукции (договору о передаче продукции на реализацию) от 01.01.2007 № 44/1-ККЧЮ ООО «Компания «Металлинвест Южный Урал» (комиссионер) принял обязательства по поручению ООО «Компания «Металливест» (комитент) совершить в интересах последнего от своего имени сделку по продаже продукции (пункт 1.1), выступая от своего имени, комиссионер самостоятельно заключает сделку купли-продажи с третьим лицом (покупателем) (пункт 1.3). По условиям пунктов 2.5, 2.6 договора комиссионер информирует комитента о заключенной в его интересах сделке и представляет комитенту отчёт, права и все документы в отношении покупателя, вытекающие из сделки (л.д.26-28). По смыслу договора комиссии, всё полученное комиссионером по договору комиссии является собственностью комитента (пункт 1 статьи 996, статья 999 Гражданского кодекса Российской Федерации). В рассматриваемом деле следует принимать во внимание, что ООО «Компания «Металлинвест Южный Урал», применяющее упрощённую систему налогообложения и выставившее заявителю спорные счета-фактуры, выступает в роли комиссионера, реализующего товары, принадлежащие комитенту-плательщику НДС (ООО «Компания «Металливест»). Как верно отметил суд первой инстанции, согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ основанием для принятия покупателем предъявленных ему сумм НДС к вычету может являться счёт-фактура, выставленный, в том числе комиссионером. Как указывается в сохраняющем силу письме Министерства финансов Российской Федерации от 05.05.2005 № 03-04-11/98, из пункта 24 Правил следует, что комиссионеры, осуществляющие продажу товаров от своего имени, должны от своего имени выставлять счета-фактуры по товарам на имя покупателя, а реквизиты этих счетов-фактур передавать комитентам. Данный порядок оформления счетов-фактур следует применять также комиссионерам, применяющим упрощённую систему налогообложения, при этом подобный порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности комиссионера уплачивать в бюджет НДС по товарам, реализуемым комитентом. Таким образом, довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств уплаты комиссионером НДС в бюджет, как основание к отказу в вычете НДС самому заявителю, не соответствует приведённым выше нормативным положениям и обстоятельствам дела. Ссылка инспекции на несоответствие данных о грузоотправителе, грузополучателе, покупателе, их адресах, указанных в спорных счетах-фактурах от 10.04.2007 № 570, от 16.04.2007 (л.д.21, 22), с указанными в счетах-фактурах от 10.04.2007 № МЧ00004058, от 16.04.2007 № МЧ00004096, выставленных комитентом комиссионеру (л.д.40-41), подлежит отклонению, поскольку не учитывает требования и порядок оформления операций по реализации товаров с участием посредника (комиссионера), выставляющего счета-фактуры от своего имени, идентичность показателей счетов-фактур по товару, его количеству, стоимости и сумме НДС инспекция не отрицает. Факт оплаты и поступления товара, его оприходование заявителем инспекция не оспаривает. Реальность сделки инспекция не оспаривает, что подтвердил её представитель в суде первой инстанции (протокол судебного заседания от 22.01.2008 - л.д.66-67). На недобросовестность заявителя, неисполнение им своих налоговых обязанностей инспекция не ссылается. С учётом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии условий, с которыми статьи 169, 171, 172, 176 НК РФ связывают право на возмещение спорной суммы НДС, в связи с чем правомерно, применительно к части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленное требование. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном истолковании названных выше норм материального права и не соответствующие конкретным обстоятельствам дела. С учётом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения. На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на налоговый орган. При подаче жалобы госпошлина инспекцией не уплачена, в связи подлежит взысканию в судебном порядке. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 января 2008г. по делу № А76-25762/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска - без удовлетворения. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска (454038, г.Челябинск, ул.Часовая, д.6) в доход федерального бюджета 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья Е.В. Бояршинова Судьи: О.Б. Тимохин В.Ю. Костин
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 по делу n А76-1414/2008. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|