Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу n А34-5686/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ №18АП-590/2008 г. Челябинск 19 февраля 2008 г. Дело № А34-5686/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Тремасовой-Зиновой М.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 14 декабря 2007г. по делу № А34-5686/2007 (судья Шестакова Л.П.), при участии: от Курганской городской Думы - Ведровой С.А. (доверенность № 325 от 18.10.2007), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - Милешиной Т.Б. (доверенность № 12 от 09.01.2008), от Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации г. Кургана - Назаровой Н.Н.(доверенность № 183 от 18.02.2008), У С ТА Н О В И Л : Курганская городская Дума (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 17.08.2007 № 79 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – УФАС, административный орган) о нарушении ст. 15, ст. 19, ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в принятии решения от 15.11.2006 № 331 «Об утверждении Положения «О порядке взимания и размерах платежей за пользование муниципальным имуществом», связанных с установлением понижающих коэффициентов и льготных ставок арендной платы. Решением Арбитражного суда Курганской области от 14.12.2007 заявленные требования Курганской городской Думы удовлетворены. Не согласившись с указанным решением, с апелляционной жалобой обратился УФАС по Курганской области, в обоснование доводов которой указано, что в нарушение ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не дана оценка соответствия оспариваемых актов федеральным законам. При передаче муниципального имущества отдельному хозяйствующему субъекту с предоставлением льгот должно происходить с письменного согласия антимонопольного органа. Однако, Постановление заявителя не содержит такого условия. Такие условия предоставления льгот как наличие заключения управления (п. 3.4.3.2) и заключение арендатором договора о сотрудничестве с Администрацией город Кургана противоречат закону и ограничивают круг лиц и права хозяйствующих субъектов на предоставление им льгот как заинтересованных в предоставлении имущества, так и арендующих имущество, но не имеющих такого заключения. Нормы п. 3.4.4, п. 3.4.3.2 Положения в части создания названных условий применения льгот к хозяйствующим субъектам не соответствуют ст. 15, ст. 19 ст. 20 Закона № 135-ФЗ, создают условия к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, подлежат приведению в соответствие с названными нормами. Выводы суда основаны исключительно на правомочиях муниципального образования, однако, муниципальные образования не имеют право на предоставление таких льгот и определение условий их применения по арендной плате по своему усмотрению. Предусмотренные федеральным законодательством правомочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не являются основанием создания преимуществ и установления льготного режима. Предоставление преимуществ признано влияющим на конкуренцию в силу закона. Решение № 331 Думы в оспариваемой части создает неравные, дискриминационные условия для деятельности неограниченного круга хозяйствующих лиц по сравнению с другими субъектами, получившими льготы по арендным платежам, ставящие их в преимущественное положение. Кроме того, УФАС считает, что его решение не привело к нарушению прав и законных интересов Думы в сфере предпринимательской деятельности. Курганская городская Дума представила отзыв на доводы апелляционной жалобы, в котором указано, что Курганская городская Дума в рамках своих полномочий, реализуя права собственника муниципального имущества самостоятельно определять существенные условия передачи имущества в аренду установила Порядок предоставления муниципального имущества в аренду и приняла решение № 331 от 15.11.2006 «Об утверждении Положения «О порядке взимания и размерах платежей за пользование муниципальным имуществом», предусматривающее дифференцированные базовые ставки арендной платы за пользование объектами недвижимости муниципальной казны в зависимости от месторасположения, характеристики объектов, их целевого назначения и цели использования объектов арендаторами, что является законным и экономически обоснованным в условиях отсутствия федерального регулирования порядка установления арендной платы. В решении Думы определены одинаковые условия определения ставки арендной платы за нежилые помещения для арендаторов, занимающихся определенным видом деятельности на территории города, то есть являющихся субъектами определенного товарного рынка, в результате чего таким субъектам созданы равные условия внесения арендной платы за пользование муниципальным имуществом по отношению друг к другу, отсутствуют негативные последствия для конкурентной среды на товарном рынке. УФАС не установлены факты негативного вмешательства органов местного самоуправления в конкурентную среду на каком-либо товарном рынке, в частности негативного влияния на результаты хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и сокращение их числа. Решение № 331 от 15.11.2006 распространяется на неопределенный круг лиц и не имеет целью предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, оно предоставляет равную возможность для всех хозяйствующих субъектов любого товарного рынка, определяет общие условия предоставления объектов с различными характеристиками для всех хозяйствующих субъектов, не нарушает права и законные интересы юридических лиц. В судебном заседании представитель УФАС изложил доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить, в удовлетворении жалобы Курганской городской Думы отказать. Представитель Думы изложил отзыв, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представитель Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации г. Кургана поддержал доводы заявителя. Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке статей 268, 269, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, в пунктах 3.4, 3.4.3.2 решения Курганской городской Думы от 15.11.2006 № 331 «Об утверждении Положения «О порядке взимания и размерах платежей за пользование муниципальным имуществом» установлены базовые ставки арендной платы и проценты, понижающие базовую ставку арендной платы (л.д. 23-32). УФАС по Курганской области в отношении заявителя возбуждено дело по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон), по результатам рассмотрения которого вынесено решение № 79 от 17.08.2007 (л.д. 10-13). Указанным решением в действиях заявителя, выразившихся в принятии акта - решения от 15.11.2006 № 331 «Об утверждении Положения «О порядке взимания и размерах платежей за пользование муниципальным имуществом», в части пунктов, связанных с установлением процентов и льготных ставок арендной платы (п. 3.4.3.2, п. 3.4.4), установлено наличие нарушение ст. 15, ст. 19, ст. 20 Закона. В решении указано, что абз. 3 п. 3.4.3.2 Положения не соответствует п. 6 ч. 1 ст. 19 Закона. Установление понижающих процентов по п. 3.4.3.2, льготных ставок по п. 3.4.4.1, п. 3.4.4.2 возможно только с предварительного согласия антимонопольного органа о предоставлении преимущества отдельным хозяйствующим субъектам. Установление льготных ставок муниципальным унитарным предприятиям (п. 3.4.4.1) создает преимущества и более выгодные условия деятельности таким предприятиям перед другими хозяйствующими субъектами. Заявителю предписано прекратить нарушение ст. 15, ст. 19, ст. 20 Закона путем внесения соответствующих изменений и дополнений в текст решения в части пунктов, связанных с установлением понижающих процентов и льготных ставок арендной платы (п. 3.4.3.2, п. 3.4.4). Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявитель действовал в рамках своих полномочий, своим решением не создал преимущество на соответствующем товарном рынке отдельным хозяйствующим субъектам, не нарушил права и законные интересы юридических лиц. При вынесении оспариваемого решения, УФАС по Курганской области не учел следующего. Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 5 п. 10 ст. 35 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 51 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Орган местного самоуправления вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность муниципальных образований по заключению договоров аренды имущества на одинаковых со всеми арендаторами условиях. Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (сфере обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами). Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что установление различных ставок аренной платы за пользование муниципальным имуществом для арендаторов, не являющихся субъектами определенного товарного рынка, не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. УФАС по Курганской области не доказано то, что решение заявителя предусматривает предоставление отдельным хозяйствующим субъектам муниципальной помощи. Решение № 331 от 15.11.2006 распространяется на неопределенный круг лиц и не имеет целью предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, оно предоставляет равную возможность для всех хозяйствующих субъектов любого товарного рынка, определяет общие условия предоставления объектов с различными характеристиками для всех хозяйствующих субъектов, не нарушает права и законные интересы юридических лиц. С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы УФАС по Курганской области - отказать. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14 декабря 2007 г. по делу № А34-5686/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья В.В. Баканов Судьи: М.В. Тремасова-Зинова
М.Б. Малышев
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу n А07-27242/2006. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|