Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2015 по делу n А34-3558/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-11351/2015 г. Челябинск
26 октября 2015 года Дело № А34-3558/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 г. Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2015 г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Забутыриной Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Старокоровой Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейств по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.08.2015 по делу № А34-3558/2015 (судья Широков В.Л.), рассмотренному в порядке упрощенного производства. Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Курган» (ИНН 4501090309, ОГРН 1024500513905, далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636, далее – Минфин России, ответчик) о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг (газоснабжения) по Кетовскому району за 2014 год в сумме 127 843,19 рублей (т.1, л.д. 3-6). Определением Арбитражного суда Курганской области от 29.06.2015 исковое заявление принято к производству, суд определил рассмотреть дело в порядке упрощенного производства. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовый отдел Администрации Кетовского района, Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Финансовое управление Курганской области, Управление Федерального казначейства по Курганской области (т.1, л.д. 1-2). Определением суда от 24.08.2015 в удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле в качестве соответчика субъекта Российской Федерации - Курганской области в лице Финансового управления Курганской области отказано (т.6, л.д. 129). Решением суда первой инстанции от 24.08.2015 исковые требования удовлетворены. С Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 127 843,19 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 835,29 рублей (т. 6, л.д. 130-134). Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.08.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований (т.7, л.д. 3-6). В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, суд первой инстанции неправильно истолковал статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Совокупность условий наступления деликтной ответственности в обжалуемом решении не нашла своего подтверждения. Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не учел, что ответчик не может нести ответственность перед истцом, поскольку не подписывал договоры и акты сверок, в связи с чем, не принимал на себя обязательства по финансированию льгот. По мнению заявителя, суд неправильно истолковал подпункты «а» и «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» (далее – Указ Президента РФ № 431), в соответствии с которым установлена скидка для многодетных семей в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; пункты 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации; часть 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон 184-ФЗ), согласно которой не допускается включение в федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В данном случае, поскольку указанный федеральный закон принят позднее и обладает большей юридической силой, чем Указ Президента РФ № 431, необходимо применять именно федеральный закон. Суд не принял во внимание, что в рассматриваемый период финансирование льгот производилось из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; утвержденные суммы финансовой помощи ежемесячно перечислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью с учетом возникающих сезонных потребностей в процессе исполнения бюджетов субъектов, дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации доведены до Курганской области своевременно и в полном объеме; цели использования и распределение поступивших средств субъект Российской Федерации определяет самостоятельно. Таким образом, истцом не доказано неправомерных действий (бездействия) Российской Федерации, Минфина России по неисполнению указанных нормативных актов. Минфин России также полагает неправомерным взыскание с него в пользу истца понесенных последним расходов по уплате государственной пошлины по делу, считает, что судом в данной части не приняты во внимание положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. На начало судебного заседания от истца поступили письменные возражения на апелляционную жалобу с доказательствами направления ответчику и третьим лицам, в соответствии с которым истец просит решение от 24.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что нормы бюджетного законодательства применены судом первой инстанции правильно (рег. № 37905 от 12.10.2015). Протокольным определением суда апелляционной инстанции письменные возражения приобщены к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направили. 21.09.2015 и 12.10.2015 в суд апелляционной инстанции от истца, Финансового отдела Администрации Кетовского района поступили заявление о рассмотрении дела без участия их представителей (рег.№35162, 37906). В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является коммерческой организацией, основной целью деятельности является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Курганской области в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли (пункт 2.1 устава истца, т.6, л.д. 48-51). При осуществлении указанных полномочий истец во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» истец предоставлял льготы по оплате потребленного газа многодетным семьям за счет собственных средств. В подтверждение данных обстоятельств истец представил в материалы дела: расчеты возмещения льгот по оплате за природный газ за 2014 год; реестры за 2014 год о фактическом предоставлении мер социальной поддержки многодетных семей, которым были предоставлены льготы по оплате газа; расчеты предоставленной льготы за потребленный газ, подписанными поставщиком (истцом) и льготником; заявления о предоставлении льгот; копии паспортов льготников; свидетельств о рождении; удостоверениями льготников, справками (т.1, л.д.13-173; т.2, л.д.1-170; т.3, л.д.1-156; т.4, л.д. 1-171; т.5, л.д. 1-175; т.6. л.д. 1-41). Всего, согласно расчету истца, размер расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот многодетным семьям, составил 127 843,19 рублей. Согласно материалам дела возмещение расходов истца в связи с предоставлением льгот не производилось, что не оспаривается сторонами. В связи с тем, что расходы, возникшие по реализации законно установленных льгот, не были возмещены, истец обратился в суд с настоящим иском. В качестве правового обоснования иска указаны статьи 11, 12, 15, 16, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 83-85, 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа Президента РФ № 431 исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие и размер не возмещенных истцу убытков в связи с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате потребленного газа, и пришел к выводу о необходимости возмещения этих расходов (убытков) за счет средств федерального бюджета, в связи с неисполнением ответчиком обязательств, установленных действующим законодательством. Выводы суда являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). В соответствии со статей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации). От имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации). В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного законодательства Российской Федерации» (далее – постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23) разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично - правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Согласно подпункту «б» пункта 1 Указа Президента РФ № 431, для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, составляют его убытки, которые, будучи причиненными незаконным бездействием государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации Минфину России совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом. Минфином России и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в пункте 2 Письма от 29.06.1992 № 51, 1-2359-18 «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» было установлено, что скидки на оплату за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производятся за счет средств местных бюджетов. Указанный пункт письма Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 № ГКПИ2003-139 признан недействующим, как противоречащий федеральным законам и нарушающим права органов местного самоуправления. Впоследствии порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот не определялся. Вместе с тем, отсутствие до настоящего времени такого порядка и условий возмещения расходов, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов граждан. Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отсутствие названного порядка не может явиться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, на организацию за счет ее собственных средств. Таким основанием не может явиться и отсутствие бюджетного финансирования. Расходы на обеспечение социальной защиты населения, к которым относятся и расходы по социальной поддержке многодетных семей, финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов (пункт 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2015 по делу n А07-10786/2014. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|