Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу n А07-7601/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-8111/2015, 18АП-8113/2015 г. Челябинск
04 августа 2015 года Дело № А07-7601/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015г. Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2015г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Арямова А.А., судей Плаксиной Н.Г., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Гиппократ» и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2015 по делу №А07-7601/2015 (судья Валеев К.В.). В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «Гиппократ» - Галяутдинов А.М. (доверенность от 12.11.2014); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – Татаринова А.Ю. (доверенность №6/333 от 21.01.2015). Общество с ограниченной ответственностью «Гиппократ» (далее – ООО «Гиппократ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, УФАС по РБ, управление) о признании недействительными пунктов 2-5 резолютивной части решения от 29.12.2014 №Р-353-14 по делу о нарушении законодательства о рекламе. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2015 (резолютивная часть решения объявлена 21.05.2015) требования заявителя удовлетворены частично, признаны недействительными пункты 2-5 решения от 29.12.2014 №Р-353-14 в части признания ООО «Гиппократ» нарушившим ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон №38-ФЗ), в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Также судом с управления в пользу общество взыскано 3000 руб. в возмещение расходов, понесенных в связи с оплатой госпошлины. ООО «Гиппократ» не согласилось с таким решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на незаконность оспоренного ненормативного акта в части установления в действиях общества нарушения требований ч.1, п.20 ч.3 и ч.7 ст.5 Закона №38-ФЗ. Обращает внимание на то, что сведения о продавце услуг даны в размещенной рекламе в наиболее доступной для потребителя форме и без нарушения нормативных требований, так как необходимость указания в рекламе организационно-правовой формы продавца законом не установлена. Также, по мнению подателя жалобы, отсутствуют нарушения в действиях по отражению в рекламе оказания услуг «Все виды анализов». При этом ссылается на то обстоятельство, что такие услуги оказываются не заявителем, не имеющим лицензию на право оказания таких услуг, а сторонней организацией, находящейся с заявителем в гражданско-правовых отношениях и имеющей соответствующую лицензию. УФАС по РБ также не согласилось с решением суда в части удовлетворения требований заявителя и обжаловало решение в этой части в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ссылается на отсутствие оснований для частичного удовлетворения требований заявителя. Полагает подтвержденным факт нарушения обществом требований ч.7 ст.5 Закона №38-ФЗ, поскольку как установлено самим судом, рекламируемая услуга «все виды анализов» фактически оказывалась иным лицом и в отсутствие у заявителя соответствующей лицензии на право оказания такой услуги. Также обращает внимание на отсутствие в рекламе существенной информации об организации, оказывающей услугу, чем вводятся в заблуждение потребители услуг. Представители заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании поддержали доводы своих апелляционных жалоб и возражали против удовлетворения апелляционных жалоб друг друга по основаниям, изложенным в отзывах. Заинтересованным лицом приведены доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу общества. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, ООО «Гиппократ» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.09.2003, имеет основной государственный регистрационный номер 1030203434942 и на основании лицензии от 18.08.2011 №ЛО-02-01-001722 осуществляет медицинскую деятельность. В соответствии с заключенным между ООО «Гиппократ» (заказчик) и ГУП РБ Редакция газеты «Восход» (исполнитель) договором от 17.06.2014 №734 на размещение информационно-рекламных материалов, на основании заявки ООО «Гиппократ» и после предварительного согласования с этим лицом рекламного модуля с рекламой оказываемых заявителем услуг, в общественно-политической газете «Восход» (номера 125-126 (12865-866) от 15.08.2014 и 129-130 от 22.08.2014 размещена реклама следующего содержания: «Гиппократ Медицинский центр. УЗИ специалист. Видео ФГДС. Суточное мониторирование ЭКГ и АД по холтеру. Все виды анализов. Консультации врачей-специалистов. Гинекология. Иглорефлексотерапия. Лечебный мембранный плазмоферез (очистка крови) Физиотерапия. Лазеротерапия. Мониторная очистка кишечника. Массаж. г. Стерлитамак, ул. Локомотивная, 2Б». По факту размещения этой рекламы 09.10.2014 УФАС по РБ по собственной инициативе в отношении ООО «Гиппократ» и ГУП РБ Редакция газеты «Восход» возбуждено дело №Р-353-14 по признакам нарушения ч.8 ст.24 Закона №38-ФЗ. По итогам рассмотрения указанного дела заинтересованным лицом принято решение от 29.12.2014, которым дело в отношении ГУП РБ Редакция газеты «Восход» прекращено, исключена квалификация по ч.8 ст.24 Закона №38-ФЗ, нарушение переквалифицировано на ч.7, ст.5, п.20 ч.3 ст.5 и ч.1 ст.5 Закона №38-ФЗ (п.1 резолютивной части), рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, как нарушающая ч.7, ст.5, п.20 ч.3 ст.5 и ч.1 ст.5 Закона №38-ФЗ (п.2 резолютивной части), решено выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе (п.3 резолютивной части), материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении (п.4 резолютивной части), а также передать материалы дела в Министерство здравоохранения Республик Башкортостан в отношении ООО «Гиппократ» (п.5 резолютивной части). Из содержания мотивировочной части решения следует, что указанная реклама признана нарушающей законодательство о рекламе в связи с неверным написанием специальностей (в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» правильным является написание «Медицинский массаж», «Иглорефлексотерапия», «УЗИ специалист» «Эзофагогастродуоденоскопия», вместо примененного в рекламе написания - «Массаж», «Рефлексотерапия», «ультразвуковая диагностика», «Видео ФДГС»), несоответствием наименования продавца услуги, а также отражение услуги «все виды анализов» при фактическом отсутствии у ООО «Гиппократ» лицензии на оказании медицинских услуг такого вида и при фактическом неоказании заявителем этих услуг. Не согласившись с п.п.2-5 указанного решения УФАС по РБ, ООО «Гиппократ» оспорило его в судебном порядке. Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности нарушения действиями общества, как рекламодателя, нарушения требований ч.7 ст.5 Закона №38-ФЗ, в то же время посчитал нарушение иных требований этого закона подтвержденным. Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции. Так, в соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя. В соответствии со статьей 1 Закона №38-ФЗ, целями этого Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Статьей 3 Закона №38-ФЗ определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. На основании п.4 ст.3 Закона №38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Общие требования к рекламе определены в ст.5 Закона №38-ФЗ, в соответствии с которой реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч.1). Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения в том числе об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (п.20 ч.3). Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч.7). В соответствии с ч.6 ст.38 Закона №38-ФЗ, ответственность за нарушение указанных требований несет в том числе рекламодатель, под которым в силу п.6 ст.3 этого же Закона понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В рассматриваемой ситуации ООО «Гиппократ» является рекламодателем, как лицо, оказывающее рекламируемые медицинские услуги и согласовавшее рекламу в опубликованном виде. По итогам оценки представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции установлено, что допущенное в тексте рекламы несоответствие в части наименования видов оказываемых медицинских услуг и наименования лица, оказывающего такие услуги не привело к искажению смысла рекламной информации и введению потребителей в заблуждение, а потому не может быть признано нарушением ч.7 ст.5 Закона №38-ФЗ. В отношении этого вывода суда первой инстанции в апелляционных жалобах сторон возражений не содержится, а потому оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. В тое же время, как следует из апелляционной жалобы заинтересованного лица, нарушение требование указанной нормы связывается управлением с размещением в рекламе информации об оказании обществом услуг «все виды анализов», при том, что фактически общество такую услугу самостоятельно не оказывает ввиду отсутствия у него соответствующей лицензии. Материалами дела действительно подтвержден и заявителем не оспаривается факт отсутствия у общества возможности оказания услуги «все виды анализов» по причине отсутствия соответствующей лицензии на право осуществления указанного вида медицинской деятельности. Однако, как указано выше, нарушение ч.7 ст.5 Закона №38-ФЗ образует неотражение в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования. Отражение в рекламе недостоверной информации (в том числе в части возможности оказания рекламируемой услуги рекламодателем) может являться нарушением ч.3 (в том числе п.20) ст.5 Закона №38-ФЗ, но не образует нарушения ч.7 ст.5 Закона №38-ФЗ. В этой связи довод апелляционной жалобы управления о доказанности материалами дела нарушения обществом требований ч.7 ст.5 Закона №38-ФЗ судом апелляционной инстанции отклоняется, как не основанный на законе. В то же время не может быть принят судом и довод апелляционной жалобы заявителя об отсутствии нарушений ч.1 и п.20 ч.3 ст.5 Закона №38-ФЗ в действиях по отражению в рекламе вида оказываемых обществом услуг «все виды анализов». Поскольку указанные услуги обществом самостоятельно не оказываются (что подтверждается и самим обществом в том числе в апелляционной жалобе), отражение этого вида услуг в перечне услуг, оказываемых непосредственно самим заявителем противоречит указанной норме. Реклама не содержит сведений об оказании услуг этого вида иным лицом на основании заключенного с заявителем гражданско-правового договора, в связи с чем искажается смысл содержания рекламы с точки зрения рядового потребителя, не обладающего специальными познаниями (п.28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»). То есть, оспоренное решение управления в части признания спорной рекламы противоречащей требованиям ч.1 и п.20 ч.3 ст.5 Закона №38-ФЗ соответствует закону, что исключает возможность признания его в этой части недействительным. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов, содержащихся в обжалованном решении суда первой инстанции. Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2015 по делу №А07-7601/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Гиппократ» и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья А.А. Арямов Судьи: Н.Г. Плаксина О.Б. Тимохин Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу n А76-19224/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|