Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу n А76-23844/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-7343/2015 г. Челябинск
24 июля 2015 года Дело № А76-23844/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Малышевой И.А. и Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семикова Игоря Евгеньевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2015 по делу № А76-23844/2014 (судья Трапезникова Н.Г.). В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области - Акимцева Я.В. (доверенность № 04-14/16 от 18.06.2015). 22.09.2014 в Арбитражный суд Челябинской области обратился индивидуальный предприниматель Семиков Игорь Евгеньевич (далее - заявитель, предприниматель) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области (далее - Инспекция, налоговый орган) № 4 от 27.02.2014 о начислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) – 549 000 руб., соответствующих пени и штрафа, привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и начисления штрафа 98 820 руб. Решение принято по результатам выездной налоговой проверки, сделан вывод о не исполнении предпринимателем обязанностей налогового агента по исчислению и уплате в бюджет НДС с суммы оплаты за приобретенное по договору у Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - Комитет) нежилого помещения по адресу: г. Челябинск, ул. Румянцева 29. Решение незаконно, нежилое помещение продано по цене 3 050 000 руб. по определенной оценщиком рыночной цене. Не учтено, что обязанность по исчислению и перечислению НДС в связи с приобретением муниципального имущества возникает у индивидуальных предпринимателей, а в данном случае Семиков И.Е. покупал помещение как физическое лицо, на протяжении 2011-2013 годов помещение для предпринимательской деятельности не использовалось, начисление в связи с этим НДС незаконно (т.1 л.д. 6-13. т.5 л.д.39, 40-42, 55-64). Налоговый орган требования не признал, сослался на обстоятельства, установленные налоговой проверкой, на неисполнение заявителем обязанностей налогового агента при приобретении муниципального имущества (т.2 л.д.65-86. т.5 л.д.52-53). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2015 требования удовлетворены частично, сумма штрафа по ст. 123 НК РФ снижена в три раза, в удовлетворении требований в остальной части отказано. По п.4 ст. 173 НК РФ при реализации муниципального имущества НДС, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается налоговым агентом, который исходит из того, что подлежащий уплате доход уже включает в себя НДС и из него должен быть удержан и перечислен налог (позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда № 3139/12 от 18.09.2002). В случае неосновательного перечисления налога в стоимости имущества продавцу эта сумма рассматривается как неосновательное обогащение и подлежит возврату плательщику. Цена отчуждаемого имущества в данном случае сформирована на основании отчета о рыночной стоимости нежилого помещения, составленного независимым оценщиком, договор купли – продажи подписан заявителем без разногласий, рыночная стоимость указана без учета НДС. В связи с этим налоговый агент был обязан определить налоговую базу как сумму дохода от реализации, применить налоговую ставку и перечислить налог в бюджет. В связи с этим налог и пени начислены на законных основаниях. Отклонен довод о том, что имущество приобреталось Семиковым И.Е. как физическим лицом, и сделка не связана с осуществлением предпринимательской деятельности. Обязанности налогового агента возлагаются на физических лиц, обладающих статусом индивидуальных предпринимателей, а заявитель на дату заключения договора не утратил этого статуса. Обязанность по уплате не находится в зависимости от использования имущества для получения дохода, отсутствуют доказательства использования помещения для личных целей. Не принимается довод о том, что спорное имущество было реализовано в порядке приватизации, и в силу п.п. 3 п.2 ст. 146 НК РФ реализация не является объектом обложения. Действие льготы не распространяется на реализацию государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. Нежилое помещение входило в состав муниципальной казны и не было закреплено за каким – либо собственником. С учетом смягчающих обстоятельств сумма штрафа снижена в три раза (т.5 л.д. 75-85). 10.06.2015 от предпринимателя поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения ввиду неверного применения судом норм материального права. Не учтено, что операции по купле – продажи объекта приватизации по плану приватизации не является реализацией по смыслу ст. 146 НК РФ, т.к. продавцом является муниципальное образование. Суд сделал вывод о том, что актом оценки стоимость нежилого помещения определена без НДС, однако, доказательства этого вывода в материалах дела отсутствуют. Следует исходить из того, что налог уже включен в продажную цену, а обязанность обратного возлагается на налоговый орган. В связи с чем сумма НДС определена неверно – следовало применить метод «выкручивания» налога из цены (т.5 л.д.93-97). Налоговый орган возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением. При отсутствии возражений участников дела пересмотр дела производится в пределах апелляционной жалобы. Предприниматель извещен о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав инспекцию, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства. Семиков И.Е. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя свидетельством от 23.12.1997 (т.1 л.д. 16-17. 122-131), состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов. Заявитель и Комитет заключили договор № 27 от 17.12.2010 о продаже нежилого помещения площадью 264,5 кв. м. по адресу: г. Челябинск, ул. Румянцева 29 по цене 3 050 000 руб. без НДС (т.3 л.д.89 -154). Имущество передано по акту (т.3 л.д.92), оплата произведена платежными поручениями (т.3 л.д.111). В документах также указано на отсутствие в цене НДС. В письме Администрации от 02.03.2015 указано, что цена имущества не включает НДС (т.7 л.д.74). Инспекцией проведена выездная проверка, составлен акт № 4 от 27.02.2014 (т.1 л.д.18-75). Вынесено решение № 4 от 31.03.2014 о привлечении к налоговой ответственности, где предпринимателю предложено удержать налог – 549 000 руб. и перечислить его в бюджет. Начислены пени и штраф, сделан вывод о неисполнении обязанностей налогового агента, он привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ (т.2 л.д.1-57). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области № 16-07/002140 от 11.07.2014 решение инспекции изменено, но в оспариваемой части оставлено в силе (т.1 л.д.76-89). По мнению подателя апелляционной жалобы – предпринимателя суд первой инстанции неверно применил нормы, не учел неправильный расчет налога, исключение нормами закона спорной сделки из объекта налогообложения. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения и неисполнении предпринимателем обязанностей налогового агента. Решение суда является законным и обоснованным. В соответствии со ст. 24 Кодекса налоговые агенты перечисляют налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. По п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. В силу пункта 3 статьи 164 НК РФ налогообложение рассматриваемых операций производится по ставке 18 процентов. Согласно пункту 4 статьи 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами. Из акта оценки имущества, договора, разъяснения продавца следует, что продажная цена не включала в себя сумму НДСД, следовательно, налог должен был быть начислен на всю стоимость нежилого помещения. Федеральным законом № 395-фз в п.п. 12 п.2 ст. 146 НК РФ внесены изменения, по которым не признаются объектом обложения НДС операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения вступили в действие с 01.04.2011, и не могут быть отнесены к сделке совершенной в 2010 году. Кроме того, продаваемое помещение принадлежало муниципальному образованию, следовательно, его продажа не может рассматриваться как приватизация. Основания для отмены судебного решения отсутствуют. Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2015 по делу № А76-23844/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семикова Игоря Евгеньевича - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов Судьи И.А. Малышева Е.В. Бояршинова
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу n А47-12826/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|