Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу n А76-28718/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-5415/2015 г. Челябинск
22 июля 2015 года Дело № А76-28718/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Арямова А.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Челябтехгаз» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 апреля 2015 года по делу № А76-28718/2014 (судья Худякова В.В.). В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «Челябтехгаз» - Мурзак П.В. (паспорт, доверенность от 12.01.2015); Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области - Дуплоноженко К.В. (паспорт, доверенность от №8 от 22.04.2015). Общество с ограниченной ответственностью «Челябтехгаз» (далее - заявитель, общество, ООО «Челябтехгаз») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление, ФСФБН) о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2014 № 69-11-23-38/272-2014/02-301, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб. Определением суда от 19.02.2015 Арбитражный суд Челябинской области перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства. Решением суда от 16 апреля 2015 года в удовлетворении требований заявителя отказано. Общество не согласилось с таким решением и обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт. Общество считает, что административный орган и суд первой инстанции пришли к ошибочному выводу о нарушении резидентом ООО «Челябтехгаз» установленного п. 3.8 инструкции Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И) срока представления справки о валютных операциях в уполномоченный банк на 36 календарных дней. Резидентом в уполномоченный банк паспорт сделки представлен 27.05.2014, вместо 21.04.2014, что составляет нарушение срока по предоставлению справки о валютных операциях на 23 рабочих дня. Поэтому заявитель должен привлекаться к ответственности на основании ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, а не на основании ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ФСФБН просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения. Управление указало, что порядок исчисления срока в рабочих днях не подлежит применению в целях квалификации административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1-6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения имеет значение именно срок, исчисляемый с даты совершения административного правонарушения до даты фактического исполнения резидентом своей обязанности по представлению форм учета и отчетности, то есть срок просрочки таких документов в уполномоченный банк. При квалификации административного правонарушения рассмотрению подлежит не срок, установленный Инструкцией № 138-И, в течение которого лицо обязано было представить формы учета и отчетности, а количество дней просрочки исполнения этой обязанности. Следовательно, управление правильно исчислило срок просрочки в календарных, а не рабочих днях, что подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе Верховного Суда Российской Федерации. В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Как следует из материалов дела, 24.01.2013 между ООО «Челябтехгаз» («продавец») и акционерное общество «Кокшетауские минеральные воды» («покупатель») заключен договор, согласно которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и своевременно оплатить двуокись углерода жидкую (углекислоту в автоцистернах), по ценам согласно спецификации и графика отгрузки. Договором предусмотрена сумма поставки в размере 1 550 000 руб. с условием о возможности изменения по соглашению сторон. 31 марта 2014 года заявителем совершена валютная операция на сумму 213 280 руб., о чем свидетельствует платежное поручение №63. Паспорт сделки № 14050042/1481/1700/1/1 на данный контракт оформлен 23.05.2014; дата завершения обязательств по контракту 31.12.2014. Паспорт сделки закрыт 06.06.2014 на основании заявления о закрытии паспорта сделки, в связи с исполнением сторонами всех обязательств по договору. Обязанность по предоставлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах у заявителя возникла в срок до 21.04.2014 - фактически представлена 27.05.2014, то есть с нарушением п. 9.2.1, 9.2.2 Инструкция № 138-И. 01 сентября 2014 года на основании поручения руководителя ФСФБН №69-11-27/1/032/2014 проведена проверка общества на предмет соблюдения требований при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок, в результате которой установлено, что заявителем нарушен установленный срок предоставления документов для оформления ПС в уполномоченный банк на 36 календарных дней, о чем, в присутствии законного представителя заявителя Мурзака Павла Викторовича (далее - Мурзак П.В.), действующего по доверенности от 22.10.2014, составлены акт от 22.12.2014 №69-11-27/2/053-2014 по проверке соблюдения валютного законодательства, протокол об административном правонарушении №69-11-23-38/272-2014/02-301 от 13.10.2014 по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ (т. 1, л.д. 47-51, 54, 55; т. 2, л.д. 20-32). Представителем общества протокол и акт подписаны без замечаний. 24 октября 2014 года управлением, в присутствии законного представителя заявителя Мурзака П.В., вынесено постановление №69-11-23-38/272-2014/02-301, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб. (т. 1, л.д. 10-15; т. 2, л.д. 14-19). Копия постановления отправлена по почте заказным письмом и получена представителем ООО «Челябтехгаз», о чем свидетельствует почтовое уведомление (т. 1, л.д. 16). Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что обществом нарушен установленный Инструкцией №138-И срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк, что доказывает вину заявителя в совершении административного правонарушения. Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что исключает применение положений ст. 2.9 КоАП РФ. Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему. В соответствии с ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В силу п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона № 173-ФЗ; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации. На основании п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона № 173-ФЗ порядок представления резидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) устанавливается Центральным банком Российской Федерации. С 01.10.2012 вступила в действие Инструкция № 138-И, подп. 9.2.1, 9.2.2 п. 9.2 которой установлено, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорт сделки в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней. При наличии в таможенной декларации нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной в таможенной декларации; либо в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором оформлены подтверждающие документы, указанные в подп. 9.1.2-9.1.4 п. 9.1 настоящей Инструкции (положения Инструкции приведены в редакции по состоянию на декабрь 2012 года). С 01.09.2013 в законную силу вступило указание Центрального банка Российской Федерации от 14.06.2013 №3016-У, которым в подп. 9.2.1 п. 9.2. Инструкции №138-П внесены изменения относительно порядка исчисления срока на представление справки о подтверждающих документах по валютным операциям, которыми срок на исполнение обязанности по представлению документов учета и отчетности по валютным операциям в банк ПС увеличен в связи с изменением порядка его исчисления. Согласно новой редакции подп. 9.2.1 п. 9.2 Инструкции №138-П срок на представление документов исчисляется по окончании того месяца, в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска), и составляет 15 рабочих дней с момента окончания месяца. Из дела следует, что обществом справка о подтверждающих документах в нарушение требований п. 9.2.1, 9.2.2 Инструкции №138-И представлена с нарушением 15-дневного срока. При сроке представления не позднее 21.04.2014 (понедельник), фактически справка представлена 27.05.2014 (вторник), то есть с нарушением установленного срока. Как ранее указывалось в подп. 9.2.1 Инструкции №138-И, на резидента возложена обязанность представить в банк ПС справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в п. 9.1 данной Инструкции, в срок не позднее 15 рабочих дней после даты выпуска товаров. То есть, по мнению управления, просрочка обществом в представлении необходимых документов для осуществления валютного контроля в рассматриваемом случае составила 36 календарных дней (21.04.2014 (понедельник) - последний день срока, установленного п. 9.2.1 Инструкции №138-И; 27.05.2014 (вторник) - день представления справки). Однако согласно Инструкции №138-И срок исполнения обязанности по предоставлению документов исчисляется рабочими днями, в связи с чем, и количество дней просрочки исполнения этой обязанности следует исчислять рабочими днями. Исполнение обязанности по представлению документов, необходимых для осуществления валютного контроля, установлено в валютном законодательстве в рабочих днях, следовательно, основания для их исчисления в ином порядке не имеется. Таким образом, применив порядок исчисления срока на представление справки о подтверждающих документах, установленный п. 9.2.1 Инструкции №138-И, предельной датой исполнения заявителем рассматриваемой обязанности в период совершения правонарушения являлась дата 21.04.2014, и период просрочки исполнения данной обязанности следовало исчислять со следующего рабочего дня после указанной даты в рабочих днях. С учетом изложенного, ФСФБН и суд первой инстанции ошибочно исчислили срок представление справки о подтверждающих документах в календарных днях, материалами дела подтверждается такая просрочка в 23 рабочих дня (с 22.04.2014 (вторник) по 27.05.2014 (вторник) включительно, с учетом праздничных и выходных дней с 1 по 4 мая 2014 года, с 9 по 11 мая 2014 года). При этом, в силу ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Таким образом, выводы административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, являются ошибочными. В силу с п. 9 постановления Пленума Высшего Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу n А76-7986/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|