Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по делу n А07-1707/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-7660/2015

г. Челябинск

 

21 июля 2015 года

Дело № А07-1707/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015г.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2015г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Арямова А.А.,

судей Тимохина О.Б., Баканова В.В.,

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2015 по делу №А07-1707/2015 (судья Искандаров У.С.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» - Шарипов А.А. (доверенность от 29.11.2012 №007/441.

Общество с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее – заявитель, ООО «ЭСКБ») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – заинтересованное лицо, комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании недействительным предписания №ЦО-15-259-002 от 13.01.2015.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – третье лицо, ОАО «УЖХ Кировского района ГО Г. УФА РБ»).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2015 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с решением суда, ООО «ЭСКБ» обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. В обоснование  апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие оспоренного предписания закону. Полагает, что после расторжения заявителем в одностороннем порядке договора с управляющей организацией именно заявитель является исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений многоквартирного дома, а вывод суда первой инстанции о том, что исполнителем коммунальных услуг продолжает оставаться управляющая организация, неверен. Указывает, что поскольку договор между заявителем и управляющей организацией прекратил свое действие в связи с его расторжением, заявитель в порядке пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2012 № 442, обслуживание потребителей перешло к заявителю. Письмом Государственный комитет РБ  по тарифам известил о предстоящем переходе потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику с указанием реквизитов для оплаты потребленной электроэнергии. Также указывает, что в отсутствие подписанного сторонами договора, договор ресурсоснабжения нельзя считать заключенным, а отношения рассматривать как договорные. Управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг только с даты заключения договора ресурсоснабжения и без заключения договора о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией  не может предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме. Таким образом, при отсутствии договора электроснабжения между управляющей компанией и гарантирующим поставщиком, к предоставлению коммунальной услуги приступает заявитель. Также считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что при расчете размера платы за поставленные ресурсы необходимо руководствоваться абзацами 2 и 3 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354). Обращает внимание, что, учитывая различия, определяющие деятельность управляющей и ресурсоснабжающей организаций, законодательством предусмотрено для них различное правовое регулирование. Установленный абзацами пункта 44 Правил №354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. ОАО «ЭСКБ» считает, что в этих случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежит расчету и распределению на собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с абз.4 п.44 Правил №354 – по формулам №№11-14 Приложения №2 Правил №354. Помимо этого заявитель указывает на то, что заинтересованным лицом проведена проверка лишь одной квартиры многоквартирного дома, в связи с чем, факт завышения начисления платы по всему дому не доказан. В материалах дела отсутствуют расчеты за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды определенной исходя из норматива потребления.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители заинтересованного лица и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

От заинтересованного лица в материалы дела поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых комитет против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.

Также со стороны Госкомжилнадзора РБ поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа дела №А07-27765/2014 со схожими обстоятельствами.

В удовлетворении указанного ходатайства судом отказано ввиду отсутствия установленных законом обстоятельств, являющихся основанием для приостановления производства по делу.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ООО «ЭСКБ» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.04.2002, имеет основной государственный регистрационный номер 1020202770642 и осуществляет электроснабжение жилого дома №69 по ул. Пархоменко в г. Уфе, находящегося в управлении ОАО «УЖХ Кировского района ГО Г. УФА РБ».

В связи с поступлением в Госкомжилнадзор РБ обращения жителя дома №69 по ул. Пархоменко в г. Уфе по вопросам соответствия нормативным требованиям качества, объема и порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг и определения размера платы за коммунальные ресурсы (л.д.53,54), на основании распоряжения от 03.12.2014 №6972 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от 13.01.2015 № ЦО-15-6972-259 (л.д.62-65).

Как установлено проверкой, с 31.07.2014 ООО «ЭСКБ» на основании п.53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.05.2012 №442, в одностороннем порядке отказалось от исполнения заключенного с ОАО «УЖХ Кировского района ГО Г. УФА РБ» договора от 01.01.2014 электроснабжения для целей оказания собственникам помещений многоквартирного дома коммунальной услуги электроснабжения, и продолжило осуществление энергоснабжения указанного жилого дома в отсутствие заключенных договоров на поставку коммунального ресурса «электроэнергия» с самостоятельным предъявлением собственникам помещений многоквартирного дома к оплате платы, в том числе, за коммунальную услугу «электроэнергия на общедомовые нужды». По результатам проверки правильности начисления такой платы в период с августа по декабрь 2014 комитет пришел к выводу о нарушении заявителем порядка определения размера этой платы, установленного абзацами 2 и 3 пункта 44 Правил №354, в связи с чем, определенный заявителем объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, превысил объем коммунальной услуги, рассчитанный в соответствии с указанными нормативными требованиями.

По итогам указанного мероприятия заинтересованным лицом заявителю выдано предписание от 13.01.2015 №ЦО-15-259-002, которым заявителю предписано в срок до 15.03.2015: устранить выявленные нарушения; привести объем по услуге «электроэнергия, предоставленной на общедомовые нужды» и определение размера платы  по лицевым счетам жилых помещений в соответствии с абз.2 и 3 п.44 Правил №354; произвести перерасчет (возврат) денежных средств по лицевым счетам жилых и нежилых помещений за услугу «электроэнергия, предоставленную на общедомые нужды» на разницу начисленной и предъявленной к оплате суммы и суммы, определенной исходя из норматива потребления коммунальной услуги «электроэнергия» предоставленную на общедомовые нужды за расчетные периоды за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года предъявленных к оплате в августе, октябре, ноябре, декабре 2014 года; представить письменную информацию о выполнении предписания с приложением подтверждающих документов в Госкомжилндзор РБ.

Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Предписание №ЦО-15-259-002 от 13.01.2015 выдано комитетом в пределах в пределах предоставленных ему полномочий (ст.2, ч.1 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 №616), по результатам проверки соблюдения нормативов качества оказания коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного жилого дома.

В силу ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч.1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч.2.3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч.12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч.15). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч.16).

Правилами №354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В силу пункта 2 Правил №354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по делу n А07-12782/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также