Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2015 по делу n А07-26546/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6159/2015

г. Челябинск

 

20 июля 2015 года

Дело № А07-26546/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2015 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышева М.Б.,

судей Арямова А.А., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2015 года по делу № А07-26546/2014 (судья Крылова И.Н.).

Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - заявитель, комитет, ГК РФ по торговле и защите прав потребителей) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об аннулировании лицензии серии Б 528883 регистрационный номер 02ПА0003109 от 15.01.2014 на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Бизнес-Консалт» (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО «Бизнес-Консалт»).

Указанное заявление принято к производству судом первой инстанции делу присвоен номер А07-26546/2014.

ООО «Бизнес-Консалт» обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГК РФ по торговле и защите прав потребителей о признании незаконным и отмене распоряжения от 30.12.2014 № 7894-р о приостановлении действия лицензии Б 528883 регистрационный номер 02ПА0003109 от 15.01.2014 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в местах нахождения обособленных подразделений.

Указанное заявление принято к производству судом первой инстанции делу присвоен номер А07-1472/2015.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2015 дела № А07-26546/2014 и № А07-1472/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А07-26546/2014.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.04.2015 производство по делу в части требований ООО «Бизнес-Консалт» о признании незаконным и отмене распоряжения от 30.12.2014 № 7894-р прекращено, ввиду отказа общества от заявленных требований.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2015 в удовлетворении требований ГК РФ по торговле и защите прав потребителей отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ГК РБ по торговле и защите прав потребителей ссылается на доказанность совершения обществом нарушения в области оборота алкогольной продукции, выразившегося в нахождении на реализации алкогольной продукции, оснащенной федеральными акцизными марками, информация о которых в ЕГАИС отсутствует. Аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Решение суда первой инстанции нарушает единообразие правоприменения и единообразие судебной практики. Устанавливая необходимость маркировки алкогольной продукции законодатель преследует цель обеспечения единой государственной политики в области регулирования промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителя в указанной продукции, повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Аннулирование лицензии в данном случае является адекватной и соразмерной мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной продукции, ввиду того, что незаконный оборот алкогольной продукции запрещен и затрагивает конституционные права и свободы потребителей. Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.04.2001 № 74-О, от 24.04.2002 № 99-О, согласно которым правонарушения в сфере оборота алкогольной (спиртосодержащей) продукции обладают повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к указанным правонарушениям не применимо.

Отзыв на апелляционную жалобу обществом в материалы дела не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «Бизнес-Консалт» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 39 по Республике Башкортостан 03.11.2004, за основным государственным регистрационным номером 1040202124049, и на основании лицензии от 15.01.2014 серии Б 528883 регистрационный номер 02ПА0003109, выданной Государственным комитетом Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, сроком действия до 14.01.2016, осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в местах нахождения обособленных подразделений, расположенных по адресам: 453833 г. Сибай, ул. Горняков, д. 7, 1 этаж (магазин); 453833 г. Сибай, ул. Ленина, д. 14, 1 этаж (кафе).

Должностным лицом ГК РБ по торговле и защите прав потребителей 24.07.2014 в отношении ООО «Бизнес-Консалт» были проведены контрольные мероприятия, в ходе которых в торговом зале магазина, расположенного по адресу: г. Сибай, ул. Горняков, д. 7, выявлена алкогольная продукция 7 наименований в количестве 20 единиц, маркированная федеральными специальными марками с признаками подделки.

По данному факту ГК РБ по торговле и защите прав потребителей в отношении ООО «Бизнес-Консалт» 24.07.2014 составило протокол об административном правонарушении № 000271.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 судебного района г. Сибай РБ от 25.08.2014 по делу № 5-520/2014, оставленным без изменения постановлением Верховного суда Республики Башкортостан от 27.02.2015 по делу № 44а-64/2015, ООО «Бизнес-Консалт» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

ГК РБ по торговле и защите прав потребителей как лицо, уполномоченное на осуществление переданных государственных полномочий на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной обществу, разрешающей осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии оснований для аннулирования лицензии.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит.

В силу статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрена выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.

Пунктом 3 статьи 12 Закона № 171-ФЗ установлено, что федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

На основании пункта 6 статьи 12 Закона № 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.

Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785, предусмотрено, что федеральные специальные марки должны наноситься на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации, после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и получения подтверждения о фиксации таких сведений в ЕГАИС (пункт 1).

Для нанесения на потребительскую тару федеральных специальных марок должна применяться технология, исключающая возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств ЕГАИС в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте (пункт 2).

Нанесение сведений о маркируемой алкогольной продукции на федеральные специальные марки осуществляется организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции, с помощью технических средств ЕГАИС в последовательности, определенной пунктом 2 Правил нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785.

Приказом Росалкогольрегулирования от 12.05.2010 № 33н утвержден Перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формат нанесения указанных сведений.

Согласно данному приказу сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на федеральные специальные марки на русском языке (наименование и вид алкогольной продукции, наименование и местонахождение ее производителя и др.) и в виде двухмерного штрихового кода (в виде определенного количества символов наносится информация о местонахождении производителя алкогольной продукции, его ИНН и КПП, виде и наименовании алкогольной продукции, содержании этилового спирта, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, подтверждении соответствия установленным требованиям качества и безопасности и др.).

Таким образом, маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками (равно как и акцизными марками) выполняет следующие основные функции: удостоверение законности (легальности) производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации и осуществление контроля за уплатой налогов (акцизов и т.д.) с алкогольной продукции.

Кроме того, учитывая, что федеральная специальная марка, среди прочих сведений, должна содержать подтверждение соответствия алкогольной продукции установленным требованиям качества и безопасности (подпункт 8 пункта 3.1 статьи 12 Закона № 171-ФЗ), маркировка алкогольной продукции направлена на защиту здоровья потребителей такой продукции и обеспечение ее безопасности.

Таким образом, такая форма правового регулирования, как маркировка алкогольной продукции, способствует осуществлению государственного контроля в этой области общественных отношений, позволяет уполномоченным органам через ЕГАИС отслеживать объемы производства, поставок (закупок) алкогольной продукции от ее производителей и оптовых поставщиков до розничной сети, препятствуя нелегальному обороту данной продукции, то есть направлена как на защиту экономических интересов Российской Федерации, так и на обеспечение прав и законных интересов потребителей данной продукции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Основаниями для аннулирования такой лицензии в судебном порядке являются, в частности, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 названного федерального закона либо с поддельными марками.

Оборот алкогольной продукции

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2015 по делу n А07-24852/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также