Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу n А47-13377/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6990/2015

г. Челябинск

 

09 июля 2015 года

Дело № А47-13377/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 апреля 2015 года по делу №А47-13377/2014 (судья Третьяков Н.А.).

В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга - Лосев А.В. (паспорт, доверенность №03-11/03519 от 13.04.2015).

Индивидуальный предприниматель Тарасов Дмитрий Александрович (далее - заявитель, ИП Тарасов, налогоплательщик, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения № 773 от 09.07.2014 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 591 171 руб., начисления пени по земельному налогу в размере 53 723 руб. 58 коп. (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненных требований - т. 1, л.д. 96).

Решением суда от 29 апреля 2015 года (резолютивная часть объявлена 22 апреля 2015 года) заявленные требования удовлетворены.

Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

ИФНС указала, что постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 №1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» (далее - Постановление №1122-п), утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области, в том числе в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю.

По мнению инспекции, на Постановление №1122-п, вне зависимости с иными актами законодательства, нормы ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не распространяются, поскольку данное постановление не является законом или другим нормативно-правовым актом, в связи с принятием его органом исполнительной власти; постановление не порождает обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории субъекта Российской Федерации (не содержит перечня запретов и ограничений), поскольку им утверждены только результаты государственной кадастровой оценки земель.

ИФНС полагает, что примененная в п. 6 Постановления №1122-п формулировка не позволяет признать это постановление вступившим в силу в день его опубликования. Постановление № 1122-п вступает в силу в общем порядке - по истечении месяца со дня его опубликования. В Постановлении №1122-п прямо не указано на распространение действия этого постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, а также на обратную силу этого постановления.

Постановление №1122-п не улучшило положения налогоплательщиков, так как наряду с уменьшением кадастровой стоимости отдельных земельных участков, содержит и сведения об увеличении кадастровой стоимости иных земельных участков. При этом надлежит учитывать принцип всеобщности налогообложения и исключить неопределенность установления налоговой базы для тех налогоплательщиков, чье положение не улучшается.

Также применение налогоплательщиками с 01.01.2013 кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением №1122-п, приведет к изменению ранее утвержденных доходов бюджета Оренбургской области на 2013 год.

Постановление №1122-п в той части, в какой оно порождает правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действует во времени в порядке, определенном п. 1 ст. 5 НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, по мнению налогового органа, в отношении порядка вступления в силу Постановления №1122-п, причем в части, взаимосвязанной с нормами ст. 390-391 НК РФ, следует руководствоваться не только нормой п. 1 ст. 5 НК РФ, но и принять во внимание абз. 2 п. 2 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Следовательно, данное постановление, в описательной части приводящее к изменению доходов бюджета Оренбургской области, принятое 24.12.2014, то есть после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (постановление Правительства Оренбургской области от 27.09.2012 № 842-п), а равно после принятия Закона Оренбургской области от 08.12.2012 № 1314/363-V-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», не может вступать в силу, в части взаимосвязи с нормами гл. 31 НК РФ, в какой оно порождает правовые последствия для организаций как налогоплательщиков земельного налога, ранее, чем с 01.01.2014, иное противоречит как норме п. 1 ст. 5 НК РФ, так и норме абз. 2 п. 2 ст. 174.1 БК РФ.

До начала судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу заинтересованного лица, в котором предприниматель не согласился с доводами, изложенными в жалобе, просит решение в суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявитель указал, что Постановление №1122-п вступает в силу с даты официального опубликования, то есть с 28.12.2012, поскольку порождает правовые последствия, улучшающие положения налогоплательщика. Дополнительно заявитель поясняет, что в рассматриваемой ситуации речь не идет о придании нормативно-правовому акту обратной силы, речь идет о том, что при наличии ряда условий, которые соблюдается налогоплательщиком, акт вступает в силу с даты официального опубликования. Таким образом, поскольку Постановление №1122-п опубликовано 27.12.2012, то применяется налогоплательщиком к отношениям 2013 года. Кроме того, заявитель поясняет, что Постановление №1122-п в п. 5 (в редакции на момент опубликования) предусматривает вступление в силу со дня официального опубликования.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание заявитель не явился.

С учетом мнения представителя заинтересованного лица, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие предпринимателя и его представителя.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, заявитель в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован за основным государственным регистрационным номером 311565811500527 (т. 1, л.д. 24-28, 91).

ИФНС проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной налогоплательщиком 30.01.2014.

По итогам проверки составлен акт КНП от 30.05.2014 № 979, вынесено решение № 773 от 09.07.2014 (т. 1, л.д. 10-17, 44-48, 49-56, 77-80).

Основанием для принятия налоговым органом данного решения послужил вывод ИФНС о занижении налогоплательщиком подлежащей уплате суммы земельного налога в связи с неверным исчислением земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 56:44:0454001:4.

Инспекцией установлено, что предприниматель в налоговой декларации исчислил земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением №1122-п, которое, по мнению ИФНС, не может порождать обязанности налогоплательщика применять утвержденные им показатели кадастровой стоимости земельных участков при исчислении земельного налога за 2013 год, поскольку с учетом положений ст. 5 НК РФ, очередным налоговым периодом по земельному налогу, наступающему после окончания месячного срока со дня официального опубликования постановления, является 2014 год.

Решением инспекции ИП Тарасов привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 109 980 руб. за неполную уплату земельного налога за 2013 год, также налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 591 171 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 53 723 руб. 58 коп.

Не согласившись с вынесенным ИФНС решением, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - УФНС, управление) с апелляционной жалобой.

Решением УФНС от 07.10.2014 № 16-15/12009 решение ИФНС от 09.07.2014 № 773 отменено в части предъявления штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 109 980 руб.; в остальной части решение инспекции оставлено без изменения и утверждено (т. 1, л.д. 18-23).

Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что доначисление ИФНС предпринимателю земельного налога в размере 591 171 руб. и, как следствие, начисление пеней в размере 53 723 руб. 58 коп. является неправомерным, поскольку на основании п. 4 ст. 5 НК РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 03.02.2010 № 165-О-О, постановлении № 17-П от 02.07.2013, определении от 03.07.2007 № 747-О-О, установленная Постановлением №1122-п кадастровая стоимость земельного с кадастровым номером 56:44:0454001:4 подлежит применению налогоплательщиком с 01.01.2013.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными и не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно с п. 1 ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 45, 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках, в том числе, внесенных в государственный кадастр недвижимости изменениях.

Земельный налог в соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ является местным налогом, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу п. 2 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Однако в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода.

На основании ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В ст. 396 НК РФ установлен порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу.

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами представительных органов муниципальных образований.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ (п. 1 ст. 397 Кодекса).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ (срок для представления налоговой декларации по земельному налогу).

В соответствии с п. 1, 3 ст. 398 НК РФ налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу; налоговые декларации по данному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, иными федеральными

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу n А47-4997/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также