Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А47-10502/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6960/2015

г. Челябинск

 

07 июля 2015 года

Дело № А47-10502/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2015 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышева М.Б.,

судей Тимохина О.Б., Арямова А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Антоненковой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Оренбургдорстрой» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 апреля 2015 года по делу № А47-10502/2014 (судья Цыпкина Е.Г.).

В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга Садомский С.А. (доверенность от 03.10.2014 № 55).

Открытое акционерное общество «Оренбургдорстрой» (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ОАО «Оренбургдорстрой») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Ленинскому району города Оренбурга) о признании недействительным решения от 17.07.2014 № 08-31/06195 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, с учетом решения о внесении изменений от 17.02.2015 № 08-26/0173.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.04.2015 по настоящему делу требования, заявленные обществом, удовлетворены частично: оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части п.п. «б» п. 1 его резолютивной части в размере 5 874,23 руб. и п. 2 полностью. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 694 171 руб., пеней в сумме 9805,93 руб., и принять по делу новый судебный акт признав недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району города Оренбурга от 17.07.2014 № 08-31/06195  в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, общество правомерно приманило кадастровую стоимость установленную согласно решения Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2013 по делу № А47-3136/2013 для расчета земельного налога за 2012 год. Так, на основании резолютивной части решения Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2013 по делу № А47-3136/2013, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит решения суда первой инстанции в обжалуемой обществом части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание заявитель не явился, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции проверена в обжалуемой налогоплательщиком части.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя инспекции, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, общество на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером 56:44:0271001:19, расположенным в г. Оренбург.

Обществом 17.01.2013 представлена в налоговый орган декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой земельный налог исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка определенной в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 № 414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» в размере 154 104 779 рублей.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2013 по делу № А47-3136/2013, вступившим в законную силу 02.12.2013, была установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 56:44:0271001:19 в размере, равном рыночной стоимости, 107 826 756 рублей.

Полагая, что в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2013 по делу № А47-3136/2013, у налогоплательщика возникает право на ретроспективный перерасчет налоговых обязательств по земельному налогу, обществом 12.02.2014 представлена в налоговый орган уточненная декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой земельный налог исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0271001:19 определенной в соответствии с решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2013 по делу № А47-3136/2013 в размере 107 826 756 рублей.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной налоговой декларации, в ходе которой установлено, что заявителем занижен земельный налог за 2012 год в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0271001:19.

По факту выявленного нарушения инспекцией 26.05.2014 составлен акт камеральной налоговой проверки № 08-31/39316, а, 17.07.2014 вынесено решение № 08-31/06195 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 694 171 руб., начислены пени в сумме 15 680,16 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, штрафу в сумме 69 417 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 15.09.2014 № 16-15/11007, решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.

Частично отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2013 по делу № А47-3136/2013, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного за 2012 год.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки указанных выводов арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

Между тем, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316).

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость вышеупомянутого земельного участка, принадлежащего заявителю, установленная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2013 по делу № А47-3136/2013, не подлежит ретроспективному применению при исчислении земельного налога за 2012 год.

Ссылка заявителя на возможность ретроспективного перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу, судом апелляционной инстанции отклоняется, - учитывая, что спорный вопрос уже в достаточной мере урегулирован сложившейся судебной практикой, сформированной прежде всего, исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, а, в дальнейшем - в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11.

Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.

Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.

В рамках дела № А47-3136/2013 основанием для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка послужил тот факт, что в процессе государственной кадастровой оценки не удалось установить действительную рыночную стоимость земельных участков, находящихся в собственности общества.

Исходя из общего принципа установления кадастровой стоимости

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А76-2701/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также