Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 по делу n А76-24417/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП–107/2008
г.Челябинск 07 февраля 2008 г. Дело № А76-24417/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Пивоваровой Л.В., судей Чередниковой М.В., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Снежинску Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2007 по делу № А76-24417/2007 (судья Наконечная О.Г.), при участии: от индивидуального предпринимателя Беденко Олега Васильевича - Галлеева М.Ш. (доверенность № 987-Д от 15.11.2007), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Снежинску Челябинской области - Чепраковой О.А. (доверенность № 35 от 10.09.2007), УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Беденко Олег Васильевич (далее – ИП Беденко О.В., предприниматель, налогоплательщик, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Снежинску Челябинской области (далее – налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 03.09.2007 № 1121 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предприниматель был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), за неуплату налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2006 год в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 3 109, 99 руб., доначислен налог в сумме 1 549 руб., начислены пени в сумме 253, 98 руб. Решением суда первой инстанции от 05.12.2007 требования ИП Беденко О.В. удовлетворены в полном объеме, оспариваемое решение инспекции признано недействительным. Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия предусмотренных ст. 88 НК РФ оснований истребования у налогоплательщика дополнительных документов. Налоговый орган не согласился с решением суда первой инстанции и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить указанное решение, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований ИП Беденко О.В. отказать. В обоснование своих доводов налоговый орган указал, что в силу п. 1 ст. 221 НК РФ налоговая база по НДФЛ, состав профессиональных налоговых вычетов формируется налогоплательщиком самостоятельно, при этом налогоплательщики имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. И лишь в случае документального не подтверждения затрат применяется профессиональный налоговый вычет в размере 20 % общей суммы доходов. Требование о представлении документов, подтверждающих расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, налогоплательщиком не исполнено, следовательно, инспекцией обоснованно исчислен налоговый вычет в размере 20 % общей суммы доходов. Налогоплательщик отзыв на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель заявителя высказался против удовлетворения апелляционной жалобы. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения представителей сторон приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, налоговым органом проводилась камеральная налоговая проверка представленной ИП Беденко О.В. первичной налоговой декларации по НДФЛ за 2006 год (л.д. 30-38), представленной в налоговый орган 28.04.2007. Во время проведения проверки инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование от 15.06.2007 № 9689 о предоставлении документов (л.д. 12), в соответствии с которым налогоплательщику было предложено в десятидневный срок со дня получения требования представить в налоговый орган реестр документов, подтверждающих произведенные расходы в 2006 году, акты взаимозачетов, акты выполненных работ, договоры, доп. соглашения, документы, подтверждающие закуп товара и его реализацию, книгу учета доходов и расходов и пр. В ответ на указанное требование налогоплательщик обратился в инспекцию с письмом от 16.07.2007 (л.д. 13), в котором указал, что не согласен с требованием, считает его незаконным, нарушающим положения ст. 88 НК РФ, так как представление вместе с декларацией, поданной в инспекцию после 01.01.2007, документов, подтверждающих произведенные расходы (профессиональные налоговые вычеты), является не обязанностью, а правом налогоплательщика. Истребованные документы налогоплательщиком в инспекцию представлены не были. Инспекцией был составлен акт камеральной налоговой проверки от 02.08.2007 № 571 (л.д. 8-11), на основании которого заместителем начальника инспекции было вынесено решение от 03.09.2007 № 1121, которым предприниматель был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату НДФЛ за 2006 год в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 3 109, 99 руб., а также доначислен налог в сумме 1 549 руб. и начислены пени в сумме 253, 98 руб. (л.д. 4-7). Предприниматель не согласился с решением налогового органа и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным. Принимая решение об удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия у налогового органа законных оснований для истребования дополнительных документов в рамках камеральной налоговой проверки. В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В соответствии со ст.ст. 52 и 54 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет налоговую базу и сумму налога по итогам налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах налогообложения. Следовательно, при заполнении налоговых деклараций налогоплательщик располагает документами, регистрами бухгалтерского учета, на основании которых исчисляет налоговую базу, суммы налоговых льгот и иные показатели, связанные с налогообложением. В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ при проведении камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом. В соответствии с п. 3 указанной статьи если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 221 НК РФ состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций». В настоящем случае налогоплательщиком в декларации указана сумма налоговых вычетов в размере 43 781, 88 руб., то есть налогоплательщик заявил налоговый вычет в сумме фактически произведенных им расходов. По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае предоставление налогоплательщиком документов, подтверждающих заявленную сумму налоговых вычетов, не требуется, поскольку в ходе камеральной налоговой проверки инспекцией не выявлено ошибок, несоответствий, противоречий в сведениях, указанных в налоговой декларации, акт проверки и оспариваемое решение не содержат подобных сведений. Пунктами 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда у налогоплательщика возникает обязанность по представлению дополнительных документов: проверка правомерности использования налоговых льгот; правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость; проверка правильности исчисления налогов, связанных с использованием природных ресурсов. При этом из смысла п. 4 ст. 88 НК РФ следует, что в иных случаях дополнительное представление в налоговый орган документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поскольку ни из акта проверки, ни из решения налогового органа не следует, что им выявлены ошибки или противоречия в представленной предпринимателем декларации по НДФЛ за 2006 год, подлежит применению налоговый вычет в полном объеме, заявленный налогоплательщиком в декларации, а именно в сумме 43 781, 88 руб. Также суд апелляционной инстанции отмечает, что норма п. 1 ст. 93 НК РФ по отношению к положениям ст. 88 НК РФ является общей, в то время как ст. 88 НК РФ, предусматривающая порядок, сроки, основания и полномочия налоговых органов при проведении камеральной проверки, в части установления ограничений по перечню оснований для истребования дополнительных документов является специальной, то есть подлежит применению в рассматриваемом случае. Применение инспекцией, со ссылкой на п. 1 ст. 221 НК РФ, фиксированного норматива в размере 20 % общей суммы дохода, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности, необоснованно. В связи с изложенным доводы заинтересованного лица отклоняются судом апелляционной инстанции, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено. Руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2007 по делу № А76-24417/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Снежинску Челябинской области – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья Л.В.Пивоварова Судьи: М.В.Чередникова В.В.Баканов Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 по делу n А07-9372/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|