Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А47-10622/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-6370/2015 г. Челябинск
06 июля 2015 года Дело № А47-10622/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Малышевой И.А. и Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2015 по делу № А47-10622/2014 (судья Цыпкина Е.Г.). В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Оренбургской области - Рыжкова Н.В. (доверенность № 1 от 24.04.2014), Чупрынина А.В. (доверенность № 4 от 05.06.2014). 08.10.2014 общество с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Оренбург») (далее - заявитель, общество, плательщик, ООО «Газэнергосеть Оренбург») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Оренбургской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 2459 от 30.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислении земельного налога и пени. Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:36:0101019:257, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Южная, д. 2 «А». Обществом представлена налоговая декларация за 2013 год, где сумма налога определена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» (далее - Постановление № 1122-п) и составляющей – 2 076 115, 58 руб. В оспариваемом решении налоговый орган пересчитал налог исходя из кадастровой стоимости, которая была установлена ранее действующим постановлением Правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007 (далее - Постановление № 414-П), сделал вывод о том, что кадастровая стоимость установленная Постановлением № 1122-п подлежит применению только с 01.01.2014. Выводы инспекции неверны. Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Постановление № 1122-п было опубликовано в газете «Оренбуржье» № 214 – 27.12.2012, и в соответствии с п. 6 вступило в силу в 01.01.2013. Поскольку указанное постановление улучшает положение плательщика, уменьшая кадастровую стоимость участка, то на основании ч. 4 ст. 5 НК РФ оно имеет обратную силу и подлежит применению при расчете земельного налога 2013 года (т. 1 л.д. 3-6). Налоговый орган возражал против заявленных требований, указывал, что поскольку Постановление № 1122-п было опубликовано 27.12.2012, то его положения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. с 01.01.2014 (т. 1 л.д. 70-72, 126). Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2015 заявленные требования удовлетворены, решение налогового органа признано недействительным. Суд указал, что кадастровая оценка земельных участков утверждена Постановлением № 1122-п, является актом налогового законодательства, улучшает положение налогоплательщика, прямо предусматривает вступление его в силу со дня официального опубликования, т.е. с 27.12.2012. Подлежат применению положения абз. 4 п. 1, п. 4 ст. 5 НК РФ об обратной силе налогового закона. Сделан вывод о правомерности применения при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год кадастровой стоимости участка, утвержденной Постановлением № 1122-п (т. 1 л.д. 135-134). 21.05.2015 от Инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения. Плательщик необоснованно руководствовался Постановлением № 1122-п, которое вступает в силу по правилам, предусмотренным ч. 1 ст. 5 НК РФ, с 01.01.2014. Указание в п. 6 Постановления № 1122-п на вступление его в силу после официального опубликования является общим порядком вступления в силу постановлений Правительства Оренбургской области и не распространяется на нормы налогового законодательства. Отсутствует условие, предусмотренное п. 4 ст. 5 НК РФ - в постановлении не указано на наличие у него обратной силы. Кроме того, постановление увеличивает стоимость отдельных земельных участков, т.е. не улучшает в целом положение налогоплательщиков (т. 2 л.д. 3-5). Общество в отзыве возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом. Представитель плательщика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, суд определил рассмотреть дело без не явившегося лица. При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав инспекцию, установил следующие обстоятельства. ООО «Газэнергосеть Оренбург» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 16.09.2005, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 56:36:0101019:257, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Южная, д. 2 «А» (т. 1 л.д. 33, 34-50). До 2013 года земельный налог рассчитывался согласно кадастровой стоимости, определенной Постановлением № 414-п. Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» кадастровая стоимость участка 56:36:0101019:257 определена в размере 2 076 115, 58 руб., в п. 6 Постановления указано, что оно вступает в силу после его официального опубликования. Заявителем представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой плательщик исчислил земельный налог исходя из кадастровой суммы земельного участка, установленной указанным постановлением (т. 1 л.д. 76-77). Инспекцией проведена камеральная проверка декларации, составлен акт №14182 от 12.05.2014, где указано на незаконное уменьшение суммы налога из-за занижения кадастровой стоимости земельного участка в связи с неверным применением плательщиком Постановления 1122-п (т. 1 л.д. 74-75). 30.06.2014 налоговым органом вынесено решение № 2459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислен земельный налог - 149 651 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 5 568, 77 руб., штраф - 28 372 руб. (т. 1 л.д. 86-88). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области № 16-15/08920@ от 20.07.2014 решение инспекции оставлено без изменений (т.1 л.д. 83-85). По утверждению подателя жалобы – Инспекции обществом неверно определена стоимость земельного участка, установленная Постановления 1122-п, так как данное постановление в 2013 году не вступило в законную силу, и подлежит применению только с 01.01.2014. Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения налогового органа и верном определении заявителем стоимости участка. Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В силу ст.390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (п.1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ). Статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельных участков в Оренбургской области была установлена постановлением Правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007. Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, которая в отношении отдельных участков изменилась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения стоимости. Для ООО «Газэнергосеть Оренбург» налоговая база уменьшилась. Пунктом 6 Постановления №1122-п установлено, что оно вступает в силу после его опубликования, нормативный акт опубликован в газете «Оренбуржье» 27.12.2012 (№214) и вступил в силу 28.12.2012. Постановлением № 666-п от 11.09.2014 в постановление внесены изменения, указано, что «настоящее постановление в той части, в которой оно порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действует во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах». В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ) В соответствии с п.3 Постановления 1122-п результаты оценки рекомендованы к применению, в том числе, для целей налогообложения. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 747-О-О, один и тот же акт, может одновременно содержать нормы, улучшающие (освобождающие от некоторых налоговых обязанностей) и ухудшающие положение налогоплательщика (ограничивающие ранее предоставленное ему право), что предполагает для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушения конституционных прав налогоплательщика осуществление системного анализа всей совокупности соответствующего регулирования, в том числе его целевой направленности, с учетом специфики его применения отдельным налогоплательщиком. Учитывая, что Постановление № 1122-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика, указанный акт для целей налогообложения вступает в силу по общему правилу, предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть с 01.01.2014. Следует учесть различие понятий «вступление в силу нормативного акта органа местного самоуправления» и применение положений этого акта для регулирования налоговых отношений, которые не являются равнозначными. Начисление пени является компенсацией бюджету убытков, возникших из-за нарушения сроков поступления налога в бюджет. При таких обстоятельствах решение налогового органа о начислении налога и пени является законным. По ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. По ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Суд апелляционной инстанции учитывает правовую неопределенность в порядке применения нормативных правовых актов органа местного самоуправления, существовавшую на дату представления налоговой декларации, что исключает вину плательщика и привлечение его к налоговой ответственности. По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В связи с изложенным решение суда первой инстанции следует изменить. Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Оренбургской области удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2015 по делу № А47-10622/2014 изменить, абзац первый резолютивной части читать в следующей редакции: «Требования общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Оренбург» удовлетворить частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Оренбургской области № 2459 от 30.06.2014 признать недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и начисления штрафа 28 372 руб. В остальной части требований отказать». В остальной части решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2015 по делу № А47-10622/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Оренбургской области без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов Судьи: И.А. Малышева В.Ю. Костин
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А76-21245/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|