Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А47-36/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-6308/2015 г. Челябинск
06 июля 2015 года Дело № А47-36/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Малышевой И.А. и Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2015 по делу № А47-36/2015 (судья Александров А.А.). В заседании приняли участие представители: Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - Щербаков Л.А. (доверенность № 10-23/01999 от 23.02.2015); общества с ограниченной ответственностью «Факел» - Шатилова А.С. (доверенность от 13.02.2015). 12.01.2015 общество с ограниченной ответственностью «Факел» (далее – плательщик, общество, заявитель, ООО «Факел») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 2495 от 06.08.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 422 590 руб., пени – 4 557,8 руб. Заявитель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0347003:48, 56:44:0347003:68, 56:44:0347003:248, 56:44:0347003:249, 56:44:0347003:247, в 2013 году он уплачивал земельный налог согласно кадастровой стоимости установленной Правительством Оренбургской области № 1122-п от 24.12.2012 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» (далее - Постановление № 1122-п), вступившего в силу с 28.12.2012 и распространяющего действие на налоговый период 2013 года, ранее действовавшее Постановление № 414-п от 31.11.2007 прекратило свое действие. Сумма налога по декларации составила 463 756 руб. В решении по результатам проверки Инспекция установила кадастровую стоимость в большем размере, использовав данные о кадастровой стоимости земельных участков №56:44:0347003:68 и №56:44:0347003:48 из постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 № 414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» (далее - Постановления № 414-п) утратившего силу. В решении не указано, по какому нормативному акту определена кадастровая стоимость участков №56:44:0347003:248 и №56:44:0347003:249, т.е. база для исчисления земельного налога неосновательно завышена. Неверен вывод Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - Управление) о том, что действие Постановления № 1122-п распространяется на отношения, возникающие с 01.01.2014, т.к. в п. 6 этого постановления указывается, что оно подлежит применению с 01.01.2012 и распространяется на отношения 2013 года. В силу п.4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не имеют обратной силы нормы законодательства, ухудшающие положение плательщика (т.1 л.д. 3-10). Налоговый орган возражал против заявленных требований, ссылался на обстоятельства, установленные налоговой проверкой, неверное определение плательщиком кадастровой стоимости (т.1 л.д.81-85). Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2015 требование общества удовлетворены, решение налогового органа признано недействительным. По состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость спорных земельных участков определялась с Постановлением № 1122-п, которое вступило в силу с 27.12.2012 с даты официального опубликования. При исчислении земельного налога за 2013 год общество правомерно применило данные о кадастровой стоимости, указанные в этом постановлении, которые снижают размер налоговой обязанности, улучшают права плательщика и в силу п.4 ст. 5 НК РФ подлежат применению. Пункт 5 постановления устанавливает дату его вступления в действие – с даты официального опубликования. Не принимается довод налогового органа о начале действия новой кадастровой стоимости – с 01.01.2014. На незаконно начисленный налог не начисляется пени (т.1 л.д.155-160). 19.05.2015 от Инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения. Выводы суда не соответствуют нормам действующего законодательства и обстоятельствам дела, неверно определена дата, с которой начинает действовать новая кадастровая стоимость. Порядок вступления в действие нормативных актов субъектов Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков определен налоговым законодательствам – по абз. 4 п.1 ст.5 НК РФ они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-числа очередного налогового периода, а именно с 01.01.2014 (т.2 л.д. 4-10). Общество возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением. Представители общества в судебное заседание 29.06.2015 не явились, о дате и времени рассмотрения извещены, суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц. При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства. ООО «Факел» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 02.04.2008, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами 56:44:0347003:48, 56:44:0347003:68, 56:44:0347003:248, 56:44:0347003:249, 56:44:0347003:247 (т. 1 л.д.13-17, 58-70). 16.01.2014 заявителем представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год (т. 1 л.д. 112-124). Стоимость земельных участков определена на основании кадастровых справок выданных по дате 08.11.2013 с учетом стоимости, установленной в Постановлении № 1122-п (т.1 л.д.30-33). По представленной декларации инспекцией проведена камеральная проверка, составлен акт № 1955 от 30.04.2014, где указано на незаконное уменьшение суммы налога из-за занижения кадастровой стоимости земельных участков (т. 1 л.д.34-40). 06.08.2014 налоговым органом вынесено решение № 2495 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу доначислен земельный налог в сумме 422 590 руб., пени, штраф. Сделан вывод о занижении налоговой базы путем применения кадастровой стоимости, установленной Постановлением № 1122-п, которая не применяется к налоговым отношениям, возникшим в 2013 году (т. 1 л.д.18-29). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области № 16-15/11976 от 17.10.2014 решение инспекции отменено в части начисления штрафа, в остальной части оставлено без изменения (т.1 л.д. 52-57). По утверждению подателя жалобы – инспекции суд первой инстанции неверно определил дату, с которой возникает обязанность исчисления налога по измененной кадастровой стоимости. Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении новой кадастровой стоимости с 01.01.2013. Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. В силу ст.390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (п.1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ). Пунктом 1 статьи 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельных участков в Оренбургской области была установлена постановлением Правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007. Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, которая в отношении отдельных участков изменилась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения стоимости. Для ООО «Факел» налоговая база уменьшилась. Пунктом 6 Постановления №1122-п установлено, что оно вступает в силу после его опубликования, нормативный акт опубликован в газете «Оренбуржье» 27.12.2012 (№214) и вступил в силу 28.12.2012. Постановлением № 666-п от 11.09.2014 в постановление внесены изменения, указано, что «настоящее постановление в той части, в которой оно порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действует во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах». В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ) В соответствии с п.3 Постановления 1122-п результаты оценки рекомендованы к применению, в том числе, для целей налогообложения. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 747-О-О, один и тот же акт, может одновременно содержать нормы, улучшающие (освобождающие от некоторых налоговых обязанностей) и ухудшающие положение налогоплательщика (ограничивающие ранее предоставленное ему право), что предполагает для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушения конституционных прав налогоплательщика осуществление системного анализа всей совокупности соответствующего регулирования, в том числе его целевой направленности, с учетом специфики его применения отдельным налогоплательщиком. Учитывая, что Постановление № 1122-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика, указанный акт для целей налогообложения вступает в силу по общему правилу, предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть с 01.01.2014. Следует учесть различие понятий «вступление в силу нормативного акта органа местного самоуправления» и применение положений этого акта для регулирования налоговых отношений, которые не являются равнозначными. Начисление пени является компенсацией бюджета убытков, возникших из-за нарушения сроков поступления налога в бюджет. При таких обстоятельствах решение налогового органа о начислении налога и пени соответствует нормам налогового законодательства. По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене. Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга удовлетворить, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2015 по делу № А47-36/2015 отменить, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Факел» отказать. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов Судьи: И.А. Малышева Е.В. Бояршинова
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А76-22754/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|