Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А07-26329/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5147/2015

г. Челябинск

 

06 июля 2015 года

Дело № А07-26329/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Кузнецова Ю.А.,

судей Костина В.Ю. и Малышевой И.А.,

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2015 по делу № А07-26329/2014 (судья                  Искандаров У.С.).

В заседании принял участие представитель Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - Кобзев В.В. (доверенность № 3 от 12.01.2015).

15.12.2014 Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан  (далее –   административный орган, Инспекция) о признании незаконным предписания № 33-ГСК от 10.11.2014 об устранении нарушений в градостроительной деятельности.

Доводы и требовании, содержащиеся в предписании, не подтверждены материалами проверки, акт проверки по установленной форме не составлялся, распоряжение о проведении проверки руководителем Инспекции не выносилось и заявителю не вручалось, чем нарушены положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-фз (далее - Закон № 294-фз). Вынесенное при таких обстоятельствах предписание является незаконным (т.1 л.д. 26-30, 114-121).

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору  возражал против заявленных требований, ссылался на установленные нарушения, законность своих действий, правопреемство с Инспекцией (т.1 л.д.35-36). Определением от 12.02.2015 суд признал надлежащим ответчиком Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет), в удовлетворении ходатайства Гусака Н.А. о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица отказано (т.1 л.д. 107-112, 122-123).

Решением суда первой инстанции от 11.03.2015 заявленные требования удовлетворены, предписание признано незаконным.

Суд указал, что согласно действующих нормативных документов об Инспекции обязательными условиями для выдачи предписания являются вынесение распоряжения о проведении проверки, проведение проверочных действий, составление акта по установленной форме, которым устанавливаются нарушения. О проведении проверки не менее чем за три дня уведомляется проверяемое лицо.

В предписании должны содержать сведения о выявленных нарушениях законодательства о градостроительной деятельности, определены конкретные действия по их устранению.

Установлено, что приказ о проведении внеплановой проверки не выносился, Администрация о ее проведении не извещалась, проверка не проводилась, акт о нарушениях не составлялся, следовательно, нарушения, о которых указывается в предписании, не установлены. Ввиду грубых допущенных нарушений предписание признается незаконным (т.1 л.д.136-147).

24.04.2015 от Комитета поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и принятии нового судебного акта.

Решение суда первой инстанции является незаконным и принятым с нарушением норм материального права, сделаны неверные выводы о незаконности выданного предписания.

Положения Закона № 294-фз в данном случае не подлежат применению, т.к. данный закон не имеет отношения к органам местного самоуправления, они не являются хозяйствующими субъектами, но являются органами публичной власти и наделены властно – публичной компетенцией. Ограничения по проведению проверок в отношении их не применяются.

Положения о проведении проверок в отношении органов местного самоуправления на предмет соблюдения ими законодательства о градостроительной деятельности содержатся в Градостроительном Кодексе Российской Федерации (далее - Гр. К РФ)  и в ст. 77 Закона № 131-фз, которые не предусматривают составления акта проверки для выдачи предписания (ч.3 ст.8.1 ГрК РФ) (т.2 л.д.7-11).

16.04.2015 поступила апелляционная жалоба от Гусака Н.А., который ссылается на нарушения градостроительного законодательства со стороны Администрации и обжалует отказ суда первой инстанции об отказе в его допуске к участию в деле в качестве третьего лица. Суд апелляционной инстанции прекратил производство по апелляционной жалобе, о чем вынес отдельное определение.

Администрация возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением.

Представитель Комитета и третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Строительный трест № 3» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены, суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) – в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.

Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, выслушав представителя Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В инспекцию поступила жалоба Гусака Н.А. на нарушение жилищных прав незаконным строительством на придомовой территории многоквартирного жилого дома (т.1 л.д.46-50).

В материалах дела имеется градостроительный план земельного участка (т.1 л.д.58-68), разрешение на строительство (т.1 л.д.69), положительное заключение негосударственной экспертизы (т.1 л.д.70-74), договор аренды земельного участка (т.1 л.д.75-77)

10.11.2014 Инспекцией направлено предписание № 33-ГСК, где в срок до 12.12.2014 предлагается отменить ранее вынесенное постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка, подготовить новый градостроительный план с учетом уточнений, приостановить действия разрешения на строительство  (т.1 л.д. 31-32).

По утверждению подателя жалобы – Комитета суд первой инстанции неверно оценил фактические обстоятельства и представленные доказательства, сделав вывод о незаконности предписания. К отношениям между Администрацией и Комитетом положения Закона № 294-фз не применяются.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для выдачи предписания.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

В соответствии   с Положением об Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан, она является республиканским органом исполнительной власти,    уполномоченным на осуществление на территории Республики Башкортостан    … полномочий по осуществлению    государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности 

Одной  из  основных   задач   Инспекции  является    обеспечение сбалансированного и устойчивого развития территорий городов и иных поселений Республики Башкортостан посредством принятия мер, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам мероприятий по государственному контролю за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности  (п.  2.4  Положения),  в  целях  реализации  которой    Инспекция    в  соответствии  с  п.  3.11  Положения выполняет функции    по  осуществлению  контроля  за соблюдением органами   местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за: 

- соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;

- соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

Полномочия  Инспекции  закреплены  в разделе  4  Положения,  в  силу  которых   она  имеет   право:

- запрашивать и получать в установленном порядке от иных республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовой формы сведения, материалы и документы, необходимые для реализации возложенных на Инспекцию задач.

- осуществлять проверки в случаях и порядке, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По результатам проверки составлять акт по установленной форме,  а  в  случаях обнаружения фактов нарушений обязательных требований  выдавать на основании акта проверки предписание об устранении выявленных нарушений.   В предписании   должны  быть  указаны     вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Задачи, функции и полномочия Инспекции, определенны в Административном регламенте Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан, утвержденным приказом Госстройнадзора РБ от 15.04.2010г. N 13-од (далее - Административный регламент).

Согласно п.п. 6.1- 6.4 , 7.1 - 7.5 , 11 Регламента основанием для проведения внеплановой проверки является, в том  числе, поступление обращений граждан или юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственной функции.

Регламентирован порядок проведения проверки:

- определяется дата проведения инспекционной проверки (исходя из фактической занятости непосредственных исполнителей государственной функции, но не позднее десяти рабочих дней от даты наступления юридического факта);

- издается приказ Начальника (заместителя Начальника) о проведении инспекционной проверки,  в  котором  должны  быть  указаны  следующие  данные:

- наименование органа государственного контроля;

- фамилии, имена, отчества, должности уполномоченного должностного лица или должностных лиц Госстройнадзора РБ, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

- наименование органа местного самоуправления, а также подведомственных ему организаций, чья деятельность подлежит проверке;

- цели, задачи, предмет проверки, срок ее проведения;

- даты начала и окончания проведения проверки;

- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

- перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

- перечень документов, представление которых органом местного самоуправления необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

О проведении проверки орган местного самоуправления уведомляется Госстройнадзором РБ не менее чем за три рабочих дня до начала внеплановой проверки посредством направления копии приказа о проверке заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом высшему должностному лицу муниципального образования (главе муниципального образования) (п. 11.1.4).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вышеуказанные мероприятия не проводились, нарушения градостроительного законодательства проверкой не установлены, Администрация о проведении проверки не извещалась, что является грубым нарушением проведения государственного контроля, а вынесенное предписание является незаконным.

Суд апелляционной инстанции принимает довод апелляционной жалобы о том, что отношения между государственным и муниципальным органом не должны регулироваться положениями Закона № 294-фз, но градостроительным законодательством установлен иной специальный порядок контроля, который также со стороны Инспекции грубо нарушен.

Вопросы, связанные с законностью застройки в связи с осуществлением органом местного самоуправления градостроительной деятельности в рамках данного дела не рассматриваются.

При таких обстоятельствах основания для переоценки выводов суда первой инстанции, отмене судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2015 по делу № А07-26329/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                   Ю.А. Кузнецов

Судьи                                                                          В.Ю. Костин

                                                                                 И.А. Малышева

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А07-27233/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также