Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2015 по делу n А47-13643/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-6329/2015 г. Челябинск
29 июня 2015 года Дело № А47-13643/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г.Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21 апреля 2015г. по делу №А47-13643/2014 (судья Сердюк Т.В.). Закрытое акционерное общество «Хлебопродукт-2» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ЗАО «Хлебопродукт-2») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, ИФНС по Промышленному району г.Оренбурга) о признании недействительным решения №2894 от 10.10.2014 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.04.2015 (резолютивная часть от 14.04.2015) заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга №2894 от 10.10.2014 о привлечении ЗАО «Хлебопродукт-2» к ответственности за совершение налогового правонарушения. Суд обязал налоговый орган устранить нарушения прав и законных интересов заявителя. Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением действующего законодательства, ИФНС по Промышленному району г.Оренбурга обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что Постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» (далее - Постановление № 1122-п) относится к комплексным нормативным актам законодательства, в связи с чем в части регулирования налоговых правоотношений вступает в силу по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и, в частности, положениями статьи 5 НК РФ, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом налоговый орган считает, что Постановление № 1122-п не относится к актам, улучшающим положение налогоплательщиков, так как наряду с уменьшением кадастровой стоимости отдельных земельных участков, содержит и сведения об увеличении кадастровой стоимости иных земельных участков, в связи с чем положения абзаца 3 пункта 1 статьи 5 НК РФ в данном случае неприменимы. От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором налогоплательщик соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда без изменения. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.06.2015 объявлялся перерыв до 16 час. 40 мин. 25.06.2015. После перерыва судебное заседание продолжено. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От налогового органа до перерыва получено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: 56:44:0345004:2, расположенный по адресу г. Оренбург, пер.Мельничный, 1; и 56:44:0347001:4, расположенный по адресу г. Оренбург, ул. Пролетарская, 155а . Обществом в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0345004:2, 56:44:0347001:4,, указана в соответствии с Постановлением № 1122-п в размере 93 040 767 рублей и 58 070 658 рублей соответственно, сумма исчисленного земельного налога составляет 1 395 612 рублей и 871 060 рублей соответственно. Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной налоговой декларации, в ходе которой установлено, что заявителем занижен земельный налог за 2013 год в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка на 889 813 рублей в связи с ошибочным применением кадастровой стоимости земельных участков согласно Постановлению №1122-п. По указанному основанию налоговым органом доначислен земельный налог в сумме 889 813 рублей. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и представленных возражений налоговым органом 10.10.2014 вынесено решение №2894 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2013 год в размере 889 813 рублей. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 18.12.2014 № 16-15/15278, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции утверждено. Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным. Удовлетворяя требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2013 год подлежит применению кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная Постановлением № 1122-п, поскольку указанным нормативным правовым актом предусмотрено его вступление в силу после даты официального опубликования. Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, не соответствуют действующему законодательству. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен статьей 396 НК РФ: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно пункту 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно статьям 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действующей в спорный период) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила № 316) и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил № 316). Согласно пунктам 9-10 указанных Правил № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области были утверждены Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 № 414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», в соответствии с которым кадастровая стоимость спорных земельных участков, принадлежавших заявителю, составляла 127 067 934 рубля и 86 051 238 рублей. Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 №1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость спорных земельных участков, принадлежавших заявителю, составила 93 040 767 рублей и 58 070 658 рублей. Согласно пунктам 2, 5 Постановления № 1122-п указанное постановление вступает в силу после его официального опубликования, результаты государственной кадастровой оценки рекомендованы, в том числе, и для целей налогообложения. Постановление № 1122-п опубликовано в газете «Оренбуржье» 27.12.2012 (№214). Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 № 2-П по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 № 165-О-О, постановлении от 02.07.2013 № 17-П конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, – в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности. Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Следовательно, нормативные положения, содержащиеся Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2015 по делу n А76-9200/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|