Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А34-825/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6479/2015

г. Челябинск

 

18 июня 2015 года

Дело № А34-825/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Хоронеко М.Н.,

судей Забутыриной Л.В., Матвеевой С.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2015 по делу № А34-825/2015 (судья Асямолов В.В.)

         Открытое акционерное общество «Энергосбытовая компания «Восток» (далее – истец, ОАО «Энергосбытовая компания «Восток») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании убытков, возникших вследствие предоставления гражданам льгот по оплате потребленной электрической энергии многодетным семьям, проживающим на территории Сафакулевского района за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в размере 90 289 руб. 09 коп. (т.1, л.д.5-14).

Определением суда от 24.02.2015 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, Государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения № 6», Управление Федерального казначейства Курганской области (т.1, л.д.1-4).

Определением от 31.03.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (т.3, л.д.136-139).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2015 (резолютивная часть объявлена 16.04.2015) исковые требования удовлетворены (т.4, л.д.28-35).

С вынесенным судебным актом не согласился Минфин России, в связи с чем  обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объёме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное толкование судом статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку элементы состава правонарушения при доказанности всей совокупности условий деликтной ответственности в отношении Минфина России не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Судом первой инстанции не указано, какое именно противоправное действие (бездействие) совершено Минфином России или его должностными лицами в отношении истца и в чём заключается их вина. Не доказано обязательство Российской Федерации в лице Минфина России по предоставлению финансовых средств истцу. Судом не принято во внимание то, что Минфин России никаких обязательств по финансированию перед истцом не имел, договора, актов сверок не подписывал, не уполномочивал никакой орган на их подписание.  Следовательно, он не может нести ответственность за неисполнение обязательств другого органа. Отсутствует и причинная связь между элементами состава правонарушения.

По мнению подателя жалобы, в рассматриваемой ситуации подлежит применению Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а не указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992            № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (далее - Указ Президента от 05.05.1992 № 431), поскольку первый нормативный акт обладает большей юридической силой.

Кроме того, податель жалобы полагает, что судом ошибочно не принято во внимание то обстоятельство, что в указанный период производилось финансирование льгот многодетным семьям из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Утвержденные суммы финансовой помощи ежемесячно перечисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью с учетом возникающих сезонных потребностей в процессе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Цели использования и распределение средств, поступивших из данного фонда, субъект Российской Федерации определяет самостоятельно, что позволяет направлять средства из фонда финансовой поддержки в соответствующем году, в том числе на финансирование льгот многодетным семьям. Все указанные средства были доведены до Курганской области своевременно и в полном объеме, что говорит об исполнении данного обязательства со стороны Российской Федерации.

Податель жалобы ссылается также на необоснованное взыскание с него судебных расходов в сумме 3 612 руб., поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов освобождено от уплаты государственной пошлины.

В отзыве на апелляционную жалобу истец ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» просит оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. По мнению истца, поскольку льготы многодетным семьям установлены федеральным законодательством, при этом на федеральном уровне не приняты меры для устранения пробела в праве в части урегулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента от 05.05.1992  № 431, убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот, подлежат возмещению Российской Федерацией.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» оказывает населению услуги по электроснабжению.

Во исполнение Указа Президента от 05.05.1992 № 431, в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 на территории Сафакулевского района Курганской области ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» предоставило льготы по оплате коммунальной услуги – электрической энергии многодетным семьям за счет собственных средств.

Размер убытков согласно расчету истца (т.1, л.д.18-19) составил 90 289 руб. 09 коп. и подтверждается представленными в материалы дела копиями справок о составе семьи, удостоверениями многодетной семьи, заявлениями потребителей электрической энергии (т.1, л.д.37-151, т.2, л.д.1-151, т.3, л.д.1-68).

Ссылаясь на то, что обязательства по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законодательно установленных льгот, не были исполнены, ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» обратилось в суд с настоящим иском. В качестве правового обоснования заявленных требований указал статьи 15, 16, 309, 314, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что фактические расходы истца по предоставлению льгот подтверждены материалами дела, доказательства возмещения ответчиком расходов не представлены.

Выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям действующего законодательства.

В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23) при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Законом № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ (п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что мера социальной поддержки многодетным семьям предусмотрена федеральным законодательством, органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения расходов, понесенных коммерческими организациями в связи с представлением льготы, как это предписано пунктом 3 Указа Президента от 05.05.1992                  № 431, а на уровне субъекта Российской Федерации не принят нормативный акт, устанавливающий соответствующие меры социальной поддержки для многодетных семей, суд первой инстанций пришел к верному выводу о том, что расходы на реализацию вышеуказанных мер в отсутствие правового регулирования порядка их финансирования относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах энергоснабжающей организации, возникших в результате предоставления многодетным семьям указанной льготы несет Российская Федерация, следовательно, убытки, причиненные энергоснабжающей организации, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что возмещение затрат на предоставление многодетным семьям льготы по оплате электрической энергии является расходным обязательством Курганской области, противоречат действующему законодательству. Нормы материального права применены судом первой инстанции верно.

Довод Минфина России о выделении в 2013 году из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации Курганской области дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов судом апелляционной инстанции отклоняется, так как не является основанием для отказа в компенсации истцу за счет средств Российской Федерации расходов, фактически понесенных в связи с предоставлением многодетным семьям льгот по оплате электрической энергии.

Согласно п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Поскольку льготы по оплате многодетными семьями за пользование электроэнергией установлены на федеральном уровне, а право на получение соответствующих скидок нормативным правовым актом Курганской области не установлено, Курганская область не несет ответственности за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А76-6593/2013. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также