Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А07-23040/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-6078/2015 г. Челябинск
18 июня 2015 года Дело № А07-23040/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Махровой Н.В., судей Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишко О.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2015 по делу № А07-23040/2014 (судья Насыров М.М.). В заседании приняли участие представители: зарытого акционерного общества «Вагоноремонтный завод» – Кондратьева Светлана Сергеевна (доверенность № Дв-35-06).
Открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» в лице Владивостокского филиала (далее – ОАО «ПГК», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к закрытому акционерному обществу «Вагоноремонтный завод» (далее – ЗАО «ВРЗ», ответчик) с исковым заявлением о взыскании 18 923 руб. убытков, возникших вследствие недостатков выполненных работ по договору № ДД/В-15/9 от 22.01.2009 (т. 1, л.д. 6-7). Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины – 2 000 руб. Определением суда первой инстанции от 12.02.2015 (т. 1, л.д. 117-119) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», третье лицо). Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.04.2015 в удовлетворении исковых требований ОАО «ПГК» отказано (т. 2, л.д. 40-49). В апелляционной жалобе ОАО «ПГК» просило решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме (т. 2, л.д. 52-53). В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО «ПГК» ссылалось на то, что в рассматриваемом случае суд первой инстанции необоснованно не применил п. 2 Временной методики определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушением хозяйственных договоров, утвержденной Письмом Госарбитража СССР от 28.12.1990 № С-12/НА-225 (далее – Временная методика). Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ремонты вагона в 2011 году исключают вину ответчика, так как спорный вагон в 2012 году был отцеплен в текущий ремонт по причине неисправности. Указывает на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не была учтена позиция третьего лица, отраженная в отзыве на исковое заявление. ЗАО «ВРЗ» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание истец и третье лицо не явились. С учетом мнения ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца и третьего лица. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, между ОАО «ПГК» (заказчик) и ЗАО «ВРЗ» (подрядчик) был заключен договор № ДД/В-498/9 на плановые виды ремонта грузовых вагонов от 31.12.2009 (т. 1, л.д. 27-49), по условиям которого подрядчик обязался производить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику. В соответствии с положениями раздела 6 договора № ДД/В-498/9 от 31.12.2009 гарантийный срок на выполненные работы по ремонту грузовых вагонов устанавливается до следующего планового ремонта, при условии соблюдения правил эксплуатации и технического содержания грузовых вагонов, исчисляется с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта ВУ - 36 М. В соответствии с п. 6.3 договора при обнаружении в течение гарантийного срока дефектов, возникших вследствие некачественно выполненного ремонта, грузовые вагоны направляются для устранения выявленных дефектов в вагоноремонтные предприятия, определяемые заказчиком. Заказчик имеет право устранить дефекты в иных организациях, выполняющих техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Работы по устранению дефекта оплачивает заказчик. Расходы, понесенные заказчиком за выполненные работы по устранению дефектов, возникших в результате некачественно выполненного ремонта в течение гарантийного срока, заказчик предъявляет подрядчику. Подрядчик возмещает заказчику расходы, связанные с устранением дефекта (п. 6.3.3, 6.3.4, 6.4.2, 6.5.1, 6.5.3 договора). В рамках исполнения договора ответчиком был произведен плановый вид ремонта вагона №57174336. Впоследствии в связи с неисправностью вышеуказанного вагона в период гарантийного срока эксплуатации, установленного разделом 6 договора № ДД/В-498/9 от 31.12.2009, спорный вагон был отцеплен для проведения текущего отцепочного ремонта. Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием возместить расходы на проведение ремонта вагона в общей сумме 18 923 руб., которая оставлена последним без удовлетворения. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что вина ответчика в понесенных истцом расходах отсутствует. Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По иску о возмещении убытков истец обязан доказать наличие в совокупности следующих обстоятельств: нарушение ответчиком принятых по договору обязательств; причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств. В соответствии с п. 1 ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ). В случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу или оказать ему услугу кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков. В соответствии с п. 7.2 договора подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество выполненных работ по ремонту грузовых вагонов независимо от их приемки заказчиком. Из материалов дела следует, что вагон №57174336 был отцеплен в текущий ремонт по причине неисправности – обрыв/излом магистрали воздухопровода и подводящих труб (код - 441). Согласно справке № 2653 ИВЦ ЖА от 04.02.2015 вагон №57174336 подвергался ремонту в объеме ТР – 1, а именно 03.01.2011 (код - 553), 02.08.2011 (код - 549), в объеме ТР-2 07.07.2011 (код-109). В отношении спорного вагона №57174336 истцом заявлено требование о возмещении убытков в размере 18 923 руб. Однако в нарушение ст. 65 АПК РФ в материалах дела отсутствует расчет исковых требований, позволяющий определить порядок определения заявленных убытков. Определить при этом размер убытков, имеющих отношение к некачественному ремонту, которые истец понес по вине ответчика, не представляется возможным. В обоснование исковых требований истец ссылается на приложения к договору № ДД/В-4/12/67 от 20.01.2012, заключенного между ОАО «РЖД» и ОАО «ПГК». В рассматриваемом случае стоимость ремонта является результатом договоренности между истцом и третьим лицом (ОАО «РЖД»), положения данного договора регулирует взаимоотношения исключительно между этими лицами и для ответчика данный договор не порождает никаких прав и обязанностей. Установление ОАО «РЖД» единой произвольной цены на ремонт вагона не свидетельствует о компенсационном характере взыскиваемых убытков, направленных на покрытие реального ущерба в виде стоимости восстановительного ремонта. Кроме того, факт отцепа вагона ранее и что вагон подвергался ремонту в объеме ТР – 1, а именно 03.01.2011 (код - 553), 02.08.2011 (код - 549), в объеме ТР-2 07.07.2011 (код-109) исключают вину ответчика. Так, из материалов дела следует, что вагон №57174336 был отцеплен в текущий ремонт по причине неисправности – обрыв/излом магистрали воздухопровода и подводящих труб (код - 441). Согласно справке № 2653 ИВЦ ЖА от 04.02.2015 вагон №57174336 подвергался ремонту в объеме ТР – 1, а именно 03.01.2011 (код - 553), 02.08.2011 (код - 549), в объеме ТР-2 07.07.2011 (код-109). Согласно п. 5.1 Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов №717-ЦВ-2009 при поступлении вагона в ТОР, все тормозное оборудование должно быть отремонтировано в соответствии с требованиями «Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов» № 732-ЦВ-ЦЛ. В соответствии с п. 2.1.2 Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов № 732-ЦВ-ЦЛ вне зависимости от причин отцепки тормоз вагона при текущем отцепочном ремонте должен быть принят и испытан в соответствии с разделами 18 и 19. При текущем отцепочном ремонте неисправность запасного резервуара не выявлена. На момент отцепки пробег вагона составил 110 909 км, то есть вагон неоднократно готовился к погрузочно-выгрузочным операциям. При неоднократной подготовке вагона к перевозке, неисправности, указные в исковом заявлении, обнаружены не были. Пунктом 2.2 Регламента ведения рекламационно-претензионной работы в вагоном хозяйстве ОАО «РЖД» предусмотрено, что в случае обнаружения дефектов в узлах и деталях вагона, поступившего после проведения планового ремонта предприятием, не входящим в ОАО «РЖД», для комиссионного осмотра и составления рекламационных документов вызываются представители предприятия, осуществившего данный ремонт, с указанием данных вагона, даты и места проведения последнего планового ремонта, краткой характеристики дефекта, обстоятельств его выявления, пункта дислокации. Осмотр и составление рекламационного акта производится комиссией в составе, в том числе, представителя предприятия, осуществлявшего последний плановый ремонт вагона. Однако представленный истцом в материалы дела акт-рекламация в отношении вагона №57174336 составлен третьим лицом, в отсутствие ответчика, и не может быть признан допустимым, достоверным и достаточным доказательством противоправности и вины подрядчика (т. 1, л.д.16). Таким образом, истцом факт причинения ему убытков действиями ответчика не подтвержден соответствующими документами, равно как и размер понесенных убытков. Следовательно, в удовлетворении исковых требований ОАО «ПГК» судом первой инстанции отказано правомерно. Довод истца о том, что в рассматриваемом случае суд первой инстанции необоснованно не применил п. 2 Временной методики, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как данный пункт методики основан на ст. 6 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утративших законную силу. Утверждение заявителя о том, что спорный вагон в 2012 году был отцеплен в текущий ремонт по причине неисправности, следовательно, ремонты вагона в 2011 году не исключают вину ответчика, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, так как истцом в рассматриваемом случае какие-либо доказательства вины ответчика в понесенных ОАО «ПГК» расходах не представлены. Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не была учтена позиция третьего лица, отраженная в отзыве на исковое заявление, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку в отсутствие соответствующих доказательств вина ответчика на основании позиции третьего лица подтверждена быть не может. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено. При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению. Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ОАО «ПГК». Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2015 по делу № А07-23040/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья Н.В. Махрова Судьи С.А. Карпусенко Л.Л. Логиновских
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А76-11188/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|