Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу n А07-21450/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5164/2015

г. Челябинск

 

04 июня 2015 года

Дело № А07-21450/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 года.

председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,

судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2015 по делу № А07-21450/2014  (судья Харисов А.Ф.).

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к открытому акционерному обществу «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» (далее – ОАО АНК «Башнефть», ответчик) о взыскании 40 000 руб. штрафа.

Определением от 16.02.2015 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Башнефть-Транс» (далее - ООО «Башнефть-Транс», третье лицо; т. 1 л.д. 139-142).

 Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.03.2015 исковые требования ОАО «РЖД» удовлетворены, с ОАО АНК «Башнефть» в пользу ОАО «РЖД» взыскано 40 000 руб. штраф за задержку вагонов, 2 000 руб.  судебные расходы по госпошлине (т. 2 л.д. 10-32).

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с жалобой в суд апелляционной инстанции.

В апелляционной жалобе ОАО «АНК Башнефть» просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО «АНК Башнефть» сослалось на то, что судом не принят во внимание факт завершения приемо-сдаточных операций и вывода спорных вагонов 16.02.2014 в 16 час. 20 мин., что подтверждается уведомлением об окончании погрузки вагонов, подписанным представителем ОАО «РЖД», что говорит об отсутствии превышения сроков нахождения вагонов под погрузкой.

Также податель жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что согласно памятке приемосдатчика от 15.02.2014 № 1215  спорные вагоны были поданы на четвертый путь, а выведены, согласно памятке приемосдатчика от 19.02.2014 № 1313 уже с шестого пути, тогда как документы, подтверждающие факт подачи указанных вагонов на шестой путь истцом не представлены. Вместе с тем, факт вывода вагонов с четвертого пути подтверждается уведомлением об окончании погрузки вагонов от 16.02.2014. Соответственно, отсутствие памятки приемосдатчика на подачу вагонов               № 73030033 и № 57680639 на шестой путь исключает возможность расчета времени нахождения данных вагонов под погрузкой на данном пути.

Кроме того, ответчик указывает на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка факту несоответствия порядковых номеров памяток приемосдатчика на подачу (№1215) и уборку (№1313) спорных вагонов под погрузку, что является нарушением порядка расчета платы за пользование вагонами по ведомостям подачи-уборки.

 До начала судебного заседания ОАО «РЖД» представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 22.03.2012 между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО АНК «Башнефть» (владелец) подписан договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АНК «Башнефть» при станции Бензин Куйбышевской железной дороги № 4/41 (т. 1 л.д.11-16).

В п.1 договора указано, что в соответствии с Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» и на условиях настоящего договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути, подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, который примыкает стр. №90 к четной горловине станции Бензин, локомотивом перевозчика.

Кроме того, сторонами вышеуказанного договора подписано дополнительное соглашение от 27.12.2012 года (т. 1 л.д.17).

В п. 18 договора сторонами согласовано условие о том, что штрафы, предусмотренные «Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации», взыскиваются в соответствии с «Правилами начисления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом».

В силу п. 19.2 договора за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику по погрузкой, выгрузкой на пути необщего пользования владелец в соответствии со ст. 62, 99, 100 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» несет имущественную ответственность.

Между ОАО «РЖД» и открытым акционерным обществом «Вторая грузовая компания» (далее - ОАО «ВГК») (в настоящее время переименованное в ОАО «Федеральная грузовая компания») подписан договор № 1486 по предоставлению грузовых вагонов, принадлежащих ОАО «ВГК» на праве собственности ОАО «РЖД» для осуществления железнодорожных перевозок грузов (т. 1 л.д. 18-24).

Факт предоставления вагонов в пользование РЖД и их возврат от РЖД оформляется соответственно актами приема-передачи вагонов, подписываемыми сторонами настоящего договора. Акт приема вагонов при приеме РЖД вагонов в пользование составляется на дату, указанную в пункте 2.4 рассматриваемого договора № 1486, акт возврата вагонов при возврате вагонов из пользования – на дату, указанную в п. 2.5 настоящего договора. В соответствии с положениями п. 2.5 договора № 1486 датой возврата РЖД вагона является дата прибытия вагона на согласованную сторонами станцию, указанную в графе «прибытие на станцию назначения» накладной.

На основании справки о вагоне из АБД ПВ вагоны №73030033, №57680639 принадлежат ОАО «Федеральная грузовая компания» (т. 1 л.д. 41-42).

Вагоны-цистерны, указанные в ведомостях подачи и уборки вагонов поданы ответчику на основании подданной заявки на перевозку груза – дизельного топлива (т. 1 л.д. 35).

Груз перевозился согласно дорожным ведомостям ЭЗ513999 (т. 1 л.д. 36-37), ЭЗ929385 (т. 1 л.д. 38), ЭЗ930565 (т. 1 л.д. 39), Ф318743 (т. 1 л.д. 40).

Ввиду задержки грузовых операций ответчиком более чем на 36 часов, истец составил акт общей формы от 09.03.2014 № 7/83 (т. 1 л.д. 32) от подписания которого представитель ответчика отказался (т. 1 л.д. 32 на обороте).

На основании ведомости подачи и уборки вагонов № 025594 (т .1 л.д.26), памятки приемосдатчика № 1215 и № 1313 (т. 1 л.д. 27-29), подписанной сторонами без разногласий, уведомления ответчика об окончании погрузки вагонов (т .1 л.д. 30) истец начислил ответчику штраф в размере 40 000 руб.

21.02.2014 в адрес ответчика направлено уведомление о начислении штрафа № 32 с приложением ведомостей подачи и уборки вагонов (т. 1 л.д. 25).

Неоплата ОАО АНК «Башнефть» данного штрафа по уведомлению о начислении штрафа от 21.02.2014 № 32  с приложением ведомостей подачи и уборки вагонов, направленных в адрес ответчика почтовой корреспонденцией, явилось основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал доказанным факт нахождения вагонов под грузовыми операциями сверх согласованных сторонами в условиях договора от 22.03.2012 № 4/41 сроков.

Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на материалах дела и требованиях закона.

В соответствии с абз. 2 ст. 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные           ст. 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Согласно ст. 100 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.

В соответствии с п. 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.

На основании пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 43, предусмотрено, что расчет названных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.

Как следует из материалов дела, ответчиком нарушен технологический срок оборота вагонов, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов № 025594, памяткой приемосдатчика № 1215 на подачу вагонов и             № 1313 на уборку вагонов подписанной сторонами без разногласий, уведомлением ответчика об окончании погрузки вагонов 19.02.2014.

Согласно памятке приемосдатчика № 1215 вагоны № 73030033 и                   № 5768063 поданы 15.02.2014 в 12 час. 45 мин., по памятке приемосдатчика            № 1313 вагоны № 73030033 и № 57680639 убраны с места погрузки 19.02.2014 в 02 час. 50 мин. Таким образом, допущена задержка вагонов № 73030033 и             № 57680639 под погрузкой свыше установленного технологического срока. Кроме того, данное обстоятельство подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов №025594, уведомлением об окончании погрузки вагонов.

Факт принадлежности вагонов перевозчику, а также основанием для взыскания штрафа на основании ст. 99, 100 Устава железнодорожного транспорта, являются представленный в материалы дела договор №1486, а также договор от 22.03.2012 года на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АНК «Башнефть» при станции Бензин Куйбышевской железной дороги № 4/41, заключенный между ОАО «РЖД» и ОАО «АНК «Башнефть».

Таким образом, поскольку в период с 15.02.2014 по 19.02.2014 на спорных путях согласно памяткам приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов сверхнормативно простаивало два вагона, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.

Довод подателя жалобы о том, что судом не принят во внимание факт завершения приемо-сдаточных операций и вывода спорных вагонов 16.02.2014 в 16 час. 20 мин., что подтверждается уведомлением об окончании погрузки вагонов, подписанным представителем ОАО «РЖД», судом апелляционной инстанции не принимается на основании следующего.

Памятки приемосдатчика оформлены в соответствии с установленными требованиями, наличие подписи в памятки приемосдатчика на уборку вагонов № 1313 представителя ОАО «АНК «Башнефть» в графе «сдал» и ОАО «РЖД» в графе «принял» свидетельствует о завершении сдаточной операции по приему вагонов от клиента к перевозчику 19.02.2014 в 02 час. 40 мин. на шестом пути необщего пользования ответчика. Данный факт также подтверждается уведомлением об окончании погрузки вагонов ОАО «АНК «Башнефть» непосредственно на шестом пути.

Пунктом 13 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АНК «Башнефть» при станции Бензин Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 22.03.2012 № 4/41 установлено, что погрузочно-разгрузочные операции с грузом дизельное топливо производятся на пути № 6.

Уведомление об окончании погрузки вагонов, на которое ссылается ответчик, не может быть признано надлежащим доказательством, так как противоречит условия договора № 4/41, а именно в данном уведомлении указан четвертый путь, на котором производятся погрузочно-разгрузочные операции только  груза – светлые нефтепродукты.

Согласно заявке на перевозку груза ОАО «АНК «Башнефть»                        № 0023846352 запланирована погрузка воинского груза – топливо дизельное 2 вагона на 16.02.2014, этот же факт подтверждается дорожной ведомостью                № Ф318743, согласно которой в вагонах № 73030033 и № 57680639 принят к перевозки груз – дизельное топливо.

Довод подателя жалобы на отсутствие памятки приемосдатчика на подачу вагонов № 73030033 и № 57680639 на шестой путь, что исключает возможность расчета времени нахождения данных вагонов под погрузкой на данном пути подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованный, в соответствии с памяткой приемосдатчика № 1215 вагоны № 73030033 и                  № 5768063 поданы 15.02.2014 в 12 час. 45 мин., по памятке приемосдатчика № 1313 вагоны № 73030033 и № 57680639 убраны с места погрузки 19.02.2014 в 02 час. 40 мин. Материалы дела содержат уведомление об окончании погрузки вагонов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу n А76-12153/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также