Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А47-12297/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-4984/2015 г. Челябинск
26 мая 2015 года Дело № А47-12297/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бояршиновой Е.В. и Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Антоненковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13 марта 2015 г. по делу №А47-12297/2014 (судья Третьяков Н.А.). В заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества «Оренбургнефть» – Катаева С.Г. (доверенность от 01.01.2015 №5). Открытое акционерное общество «Оренбургнефть» (далее – заявитель, общество, ОАО «Оренбургнефть») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания от 19.08.2014 об устранении нарушений земельного законодательства. Решением суда от 13.03.2015 (резолютивная часть объявлена 11.03.2015) заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, Управление обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление указывает, что представило в материалы дела письмо, которым оспариваемое предписание отменено, однако судом данный довод во внимание должным образом не принят. Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. С учетом мнения представителя общества в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления. Представитель заявителя в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Как следует из материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района с привлечением специалиста Управления проведена проверка в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах муниципального образования Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области с кадастровым номером 56:14:04150:03 - пастбище в границах действующего трубопровода ДНС «Горная» ГС «Покровское» ОАО «Оренбургнефть». 07.05.2014 в рамках проверки проведен осмотр указанного земельного участка, в ходе которого выявлен факт уничтожения плодородного слоя почвы и порча земель. В связи с выявлением указанного факта, 19.08.2014 начальником отдела государственного земельного надзора Управления Сериковой О.Г. ОАО «Оренбургнефть» выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства, которым заявителю предписано в срок до 15.10.2014: - провести техническую рекультивацию на общей площади 2500 кв. м. на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в границах муниципального образования Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, на земельном участке сельхозназначения паевой собственности с кадастровым номером 56:14:04150:03 - пастбище в границах действующего трубопровода ДНС «Горная» ГС «Покровское» ОАО «Оренбургнефть», где было допущено уничтожение плодородного слоя почвы и порча земель; - представить проект технической рекультивации и акт приемки-передачи земельного участка после проведения технической рекультивации собственнику, землепользователю земельного участка, - предоставить протоколы испытаний почвенных проб, после проведения технической рекультивации. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ). Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. В соответствии с пунктом 2 статьи 21, пунктами 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 2202-1) на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, прокурором проводятся проверки исполнения законов. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций, в числе прочего вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Как следует из материалов дела, рассматриваемая проверка, по результатам которой Управлением вынесено оспариваемое предписание, проводилась прокурором с привлечением специалиста Управления. По результатам проведенной проверки Управлением вынесено оспариваемое предписание. Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает такой формы реагирования административного органа на совершенное правонарушение, как вынесение предписания. Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) закреплено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами. Вместе с тем, из буквального толкования приведенной выше нормы Закона №294-ФЗ, с учетом сферы его применения, определенной в статье 1 Закона № 294-ФЗ, следует, что предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ полномочие по выдаче соответствующего предписания предоставлено не любому органу государственного контроля (надзора), органу муниципального контроля, а лишь тому, которым проводилась проверка в порядке Закона № 294-ФЗ. В рассматриваемом случае Управление не проводило в отношении общества проверку в рамках Закона № 294-ФЗ, а лишь участвовало в проверке, проводимой прокурором на основании статей 21, 22 Закона № 2202-1. При этом в силу пункта 3 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у заинтересованного лица полномочий по выдаче оспариваемого предписания. Оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, поскольку его неисполнение влечет за собой возможность применения к обществу соответствующих мер реагирования (проведение дополнительных проверок, привлечение к административной ответственности и прочее), а исполнение – дополнительные финансовые затраты. В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Вопреки доводам апеллянта суд первой инстанции оценил представленное Управлением в материалы дела решение исполняющего обязанности руководителя Управления об отмене выданного ранее обществу предписания и указал, что оно не содержит дату его издания и достаточного описания признаков отмененного им предписания, что не позволяет однозначно судить об относимости этого документа к предмету рассматриваемого спора. Кроме того, как указал суд первой инстанции, на дату вынесения оспариваемого предписания (19.08.2014) оно нарушало права и законные интересы заявителя, в силу чего его дальнейшая отмена не препятствует рассмотрению спора по существу, что соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, выводов судов не опровергают, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и отклоняются судом апелляционной инстанции. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Взыскание с Управления госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ). Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13 марта 2015 г. по делу №А47-12297/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья В.В. Баканов Судьи: Е.В. Бояршинова
Ю.А.Кузнецов
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А07-25676/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|