Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2015 по делу n А34-5564/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3049/2015

г. Челябинск

 

05 мая 2015 года

Дело № А34-5564/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бабкиной С.А.,

судей Забутыриной Л.В., Серковой З.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Алекберовой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Потапова Ивана Ивановича на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.02.2015 по делу № А34-5564/2014 (судья Широков В.Л.).

В судебном заседании приняли участие:

индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Потапов Иван Иванович (паспорт);

представитель Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области – Дудка А.В. (паспорт, доверенность № 1 от 12.01.2015).

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Потапову Ивану Ивановичу (далее – ИП Глава КФХ Потапов И.И., ответчик, податель жалобы) о взыскании гранта в размере 9 300 000 руб., в том числе в федеральный бюджет в размере 5 746 000 руб., в бюджет Курганской области в размере 3 554 000 руб. (т. 1, л.д. 5-11).

До принятия решения по существу спора истцом было заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении заявленных требований, взыскании с ответчика средств гранта в размере 9 300 000 руб. в пользу Департамента.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 06.02.2015 исковые требования удовлетворены, с ИП Главы КФХ Потапова И.И. в пользу Департамента взысканы средства гранта в размере 9 300 000 руб. (т. 2, л.д. 17-22).

ИП Глава КФХ Потапов И.И. не согласился с вынесенным судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить (т. 2, л.д. 31).

В обоснование доводов апелляционной жалобы ИП Глава КФХ Потапов И.И. ссылался на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Выводы суда первой инстанции о том, что ответчиком допущено нецелевое использование средств гранта, неправомерное использование бюджетных средств, не представлена ежеквартальная информация о расходовании средств грантов на развитие семейной животноводческой фермы, не представлены отчеты об использовании гранта на развитие семейной животноводческой фермы не подтверждены доказательствами, отвечающими принципам относимости и допустимости доказательств.

Кроме того, по мнению ответчика, суд неправомерно применил при вынесении решения нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщен отзыв Департамента на апелляционную жалобу, согласно которому обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил утвердить мировое соглашение.

Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05.07.2013 ИП Главой КФХ Потаповым И.И. подано заявление на участие в конкурсном отборе по предоставлению гранта на создание и развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства Курганской области (т. 1, л.д. 88).

На основании протокола заседания конкурсной комиссии от 25.07.2013 года № 2 ИП Глава КФХ Потапов И.И. был включен в состав участников Программы.

01.08.2013 года между Департаментом и ИП Главой КФХ Потаповым И.И. заключено Соглашение об участии в реализации ведомственной целевой программы Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курганской области на 2012-2014 годы» (далее – Соглашение, т. 1, л.д. 30-37), по условиям которого Департамент предоставляет участнику Программы денежные средства в виде гранта на создание и развитие семейных животноводческих ферм (далее – Грант) в размере 9 300 000 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 5 746 000 руб., средств областного бюджета 3 554 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а участник Программы принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы в соответствии с целями, условиями и требованиями, установленными Соглашением и действующим законодательством (пункт 1.2. Соглашения).

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года №165 (далее - Правила предоставления субсидий), Порядком предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 28.08.2012 № 412 (далее - Порядок предоставления грантов), в рамках реализации мероприятия ведомственной Программы, Департаментом ответчику предоставлен грант на развитие семейных животноводческих ферм в сумме 9 300 000 руб. Средства бюджета Курганской области перечислены в сумме 3 554 000 руб. (платежное поручение № 4697537 от 01.11.2013, т. 1, л.д. 39), что составляет 38,2% от общей суммы гранта; средства федерального бюджета в сумме 5 746 000 руб. (платежное поручение №4626045 от 18.10.2013, т. 1, л.д. 38), или 61,8% от общей суммы гранта.

Планом расходов на создание и развитие семейных животноводческих ферм ИП Главы КФХ Потапова И.И. (далее – План, т. 1, л.д. 40) предусмотрено строительство двух животноводческих помещений общей стоимостью 6 150 000 руб. (в том числе за счет средств гранта 3 690 000 руб.), приобретение скота мясного направления продуктивности общей стоимостью 8 500 000 руб. (в том числе за счет средств гранта 5 100 000 руб.), приобретение трактора МТЗ-82 с погрузчиком общей стоимостью 850 000 руб. (в том числе за счет средств гранта 510 000 руб.).

Полагая, что ответчиком нарушены статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Правил предоставления субсидий №165, пункты 1, 2, 12, 22 Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, пункты 2.4.1., 2.4.2, 2.4.5 Соглашения, что привело к неправомерному использованию бюджетных средств в размере 255,8 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета – 97,7 тыс. руб., средства федерального бюджета – 158,1 тыс. руб.; нецелевом у использованию средств гранта в общей сумме 734,7 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета – 280,7 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета – 454,0 тыс. руб.; не представлению ежеквартальной информации о расходовании средств грантов на развитие семейной животноводческой фермы; не представлению отчетов об использовании гранта на развитие семейной животноводческой фермы, Департамент обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком нарушены условия предоставления гранта, использования полученных бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением, предусмотренным Соглашением, Планом расходов. Доказательств возврата гранта ответчик в материалы дела не представил.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.

Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Курганской области от 28.08.2012 №412 утвержден Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее – Порядок), который определяет цели и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курганской области, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм, в рамках реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Согласно пункту 3 Порядка Порядок предоставления грантов заявителем является гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию по отбору семейных животноводческих ферм (далее – конкурсная комиссия) для признания его участником ведомственной целевой программы Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курганской области на 2012-2014 годы», утвержденной распоряжением Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области от 24 июля 2012 года №132 (далее – Программа) и являющийся главой К(Ф)Х, соответствующего условиям, указанным в приложении 2 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года №198 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. №165».

Материалами дела установлено, что 01.08.2013 года между Департаментом и ИП Главой КФХ Потаповым И.И. заключено Соглашение об участии в реализации ведомственной целевой программы Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курганской области на 2012-2014 годы» (далее – Соглашение, т.1, л.д. 30-37), по условиям которого Департамент предоставляет участнику Программы денежные средства в виде гранта на создание и развитие семейных животноводческих ферм (далее – Грант) в размере 9 300 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 5746 тыс. рублей, средств областного бюджета 3554 тыс. рублей путем перечисления на его расчетный счет, а участник Программы принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы в соответствии с целями, условиями и требованиями, установленными Соглашением и действующим законодательством (пункт 1.2. Соглашения).

Пунктом 2.4.5. Соглашения предусмотрена оплата ИП Главой КФХ Потаповым И.И. за счет собственных средств (в том числе заемных) не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в Плане, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования. Также ответчиком в Департамент для участия в конкурсном отборе семейных животноводческих ферм представлена расписка о финансировании не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений, указанного в Плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретений.

Планом расходов на создание и развитие семейных животноводческих ферм ИП Главы КФХ Потапова И.И. предусмотрено строительство двух животноводческих помещений общей стоимостью 6 150 000 руб. (в том числе за счет средств гранта 3 690 000 руб.), приобретение скота мясного направления продуктивности общей стоимостью 8 500 000 руб. (в том числе за счет средств гранта 5 100 000 руб.), приобретение трактора МТЗ-82 с погрузчиком общей стоимостью 850 000 руб. (в том числе за счет средств гранта 510 000 руб.).

Судом установлено, что на основании Плана ИП Главой КФХ Потаповым И.И. были заключены договор поставки от 25.12.2013, договор купли-продажи от 10.12.2013 №10, договор поставки товара от 31.10.2013, договор от 02.12.2013, договор поставки продукции от 01.10.2013.

По условиям договора поставки от 25.12.2013, заключенного с ООО «Технотрэйд», ответчиком товар получен по товарной накладной от 25.12.2013 №7 на сумму 800,0 тыс. руб. Оплата произведена за счет средств гранта в сумме 480,0 тыс. руб. платежным поручением от 26.12.2013 №746 (60% от стоимости приобретения). Однако документы, подтверждающие оплату собственными средствами в сумме 320,0 тыс. руб. не представлены.

По договору купли-продажи от 10.12.2013 №10 с ООО «Агрофирма «Комсомольский» оплата ответчиком произведена за счет средств гранта в сумме 3900,0 тыс. рублей платежным поручением от 11.12.2013 №2273 (60% от стоимости приобретения). По условиям договора оплата в размере 40% от стоимости племенного скота должна быть произведена

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2015 по делу n А47-5643/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также