Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу n А76-22149/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3126/2015

г. Челябинск

 

23 апреля 2015 года

Дело № А76-22149/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Бабкиной С.А., Серковой З.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Челябинской области» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2015 по делу № А76-22149/2014 (судья Бахарева Е.А.).

В судебном заседании принял участие представитель:

Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Челябинской области» - Чернышков А.В. (доверенность №4 от 14.01.2015, паспорт).

Закрытое акционерное общество «Челябинские строительные дорожные машины» (ОГРН 1027402903197, далее - ЗАО «Челябинские строительные дорожные машины», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» (ОГРН 1027403902580, далее - Военный комиссариат, ответчик) о взыскании страховых взносов в сумме 7 345 руб. 65 коп. (л.д. 5- 7).

Определением арбитражного суда 08.09.2014 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 1-4).

Определением арбитражного суда от 05.11.2014 осуществлен переход к рассмотрению искового заявления по общим правилам искового производства, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны), Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области (далее - Управление федерального казначейства) (л.д. 74-78).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2015 исковые требования ЗАО «Челябинские строительные дорожные машины» удовлетворены в полном объёме. Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (л.д. 115-123).

В апелляционной жалобе Военный комиссариат просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 126-128).

В обоснование доводов апелляционной жалобы Военный комиссариат ссылался на отсутствие у ответчика оснований для возмещения истцу расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях, направленных на реализацию федерального закона №53-ФЗ. Поскольку в соответствии с действующим законодательством военный комиссариат не является страхователем по отношению к привлечённым гражданам, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена. Уплата страховых выплат с фонда заработной платы дополнительными расходами не является, поскольку обязательна независимо от участия ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» в деятельности Военного комиссариата.

Представитель подателя жалобы в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились, представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщен к материалам дела отзыв ЗАО «Челябинские строительные дорожные машины» на апелляционную жалобу (рег. № 12809 от 06.04.2015), согласно которому обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата - без удовлетворения, а также отзыв Министерства обороны Российской Федерации на апелляционную жалобу (рег. № 14981 от 21.04.2015), в котором поддержаны доводы подателя апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО «Челябинские строительные дорожные машины» в письме от 11.04.2014 № 24-1/46 просило Военный комиссариат оплатить задолженность по страховым взносам в сумме 7 345 руб. 65 коп., неоплаченные по выставленному счету на оплату № 38 от 26.02.2013 на сумму 29 740 руб. 95 коп. за компенсацию расходов, связанных с выплатой среднего заработка за время прохождения медицинского обследования Семенова В.А. (л.д. 18).

Оплата счета произведена ответчиком только в части компенсации сумм среднего заработка в размере 22 395 руб. 30 коп. (л.д. 17).

Компенсация расходов истца на оплату страховых взносов в размере 7 345 руб. 65 коп. не производилась.

В письме от 26.06.2014 № 1906 Военный комиссариат сообщил ЗАО «Челябинские строительные дорожные машины» об отказе в компенсации страховых взносов и выплаты средней заработной платы за время прохождения медицинского обследования работника (л.д. 19-20).

Считая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, ЗАО «Челябинские строительные дорожные машины» обратилось в суд с настоящим исковым заявлением. Полагая, что отказ Военного комиссариата, изложенный в письме от 26.06.2014 № 1906, был признан незаконным, что подтверждается судебной практикой.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положений о проведении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 №333, Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №704, Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что осуществление расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (в том числе страховых взносов), понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», осуществляется за счет средств федерального бюджета, и поскольку истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), то и расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации ответчиком за счет федерального бюджета.

Данные выводы являются законными и обоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ), граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями, исходя из фонда оплаты труда.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ, компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 №333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Осуществление расходов, указанных в подпункте «а» пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №704 (далее – Правила компенсации расходов).

Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил компенсации расходов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Согласно статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №339-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций (подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Федерального закона 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающим гражданином медицинского освидетельствования для решения вопроса о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, в указанном перечне не поименован.

Исходя из системного толкования перечисленных норм, в период прохождения указанного медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Таким образом, учитывая, что истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами компенсации расходов.

Доказательств компенсации истцу указанных расходов в полном объёме ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, судом правомерно исковые требования ЗАО «Челябинские строительные дорожные машины» о взыскании с Военного комиссариата компенсации страховых взносов в размере 7 345 руб. 65 коп. удовлетворены в полном объёме.

Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у Военного комиссариата обязанности возмещения истцу расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях, направленных на реализацию Федерального закона №53-ФЗ, отклоняется арбитражным апелляционным судом, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Обязанность компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возложена на ответчика в соответствии с пунктом 7 статьи 1, пунктом 2 статьи 6 Закона о воинской обязанности и части 1 статьи 7, статьи 9 Закона о страховых взносах, пунктом 2 Правил

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу n А34-8048/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также