Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А47-3948/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-1786/2015 г. Челябинск
27 марта 2015 года Дело № А47-3948/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Баканова В.В. и Малышевой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2014 по делу № А47-3948/2014 (судья Лазебная Г.Н.). В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «ФЦентр» - Мезенцев С.В. (доверенность от 31.03.2014); Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области – Устименко Е.А. (доверенность № 05-12/010058 от 22.01.2014). 23.04.2014 в Арбитражный суд Оренбургской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «ФЦентр» (далее – плательщик, общество, ООО «ФЦентр») с заявлением о признании: - недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску (далее – инспекция, налоговый орган) № 16-01-28/25122 от 18.10.2013 о производстве выемки документов и предметов, -незаконными действий должностных лиц инспекции по выемке документов и системных блоков, оформленных протоколом № 16-01-28 от 18.10.2013, -незаконными действий по осмотру системных блоков и копированию (выемке) содержащейся в них информации, оформленной актами осмотров. Постановление и действия налоговых органов являются незаконными, т.к. согласно постановления выемка должна была производиться у ООО «Лидер», имеющего индивидуальный налоговый номер (далее - ИНН) № 5614051334, а фактически произведена у другого лица - ООО «Лидер» с ИНН № 5614026577. Основанием для производства выемки по п.14 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) являются достаточные основания полагать, что документы, указывающие на совершение нарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Следовательно, постановление о выемке должно быть мотивированным, но основания для изъятия оригиналов документов в документе не указаны, экспертиза по оригиналам документов не назначалась, вопрос о принадлежности подписей в документах спорным не является. Постановление не содержит перечня документов, подлежащих изъятию, что предоставляет работникам налоговых органов неограниченное усмотрение в действиях и не устанавливает пределы изъятия документов и предметов. Хотя изъятию подлежали документы по сделкам с ООО «Тритон», к этому лицу имели отношение только 4 из 27 изъятых предметов и документов, не мотивировано изъятие системных блоков к компьютерам, рабочих тетрадей, которые не имеют отношения к деятельности данного контрагента. Участникам выемки – понятым и представителя общества не были разъяснены их права. Незаконным является копирование с системных блоков информации, не имеющей отношения к предмету проверки – информация была скопирована сплошным методом, и плательщик не знал, какие документы при этом были изъяты (т.1 л.д.5-15, т.2 л.д.23-26, т.3 л.д.1-2). Инспекция возражала против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий и наличие оснований для производства выемки (т.1 л.д.74-82, т.2 л.д.1., 82-89, т.3 л.д.4-5). Решением суда первой инстанции от 29.12.2014 требования удовлетворены, признано незаконным постановление о производстве выемки, незаконными действия по выемке документов, предметов и системных блоков, копированию содержащейся в них информации. Подтверждено, что со стороны общества не предпринимались меры по противодействию в проведении контрольных мероприятий, возможности ознакомления с документами и их получению. Отсутствовало требование со стороны инспекции представить документы необходимые для проведения налогового контроля добровольно и отказ в представлении этих документов. В постановлении не указаны мотивы для выемки, сделаны формальные ссылки на ст.ст. 31, 94 НК РФ, т.к. указания на смену руководителя общества и наименование юридического лица достаточным основанием для производства выемки не является. Отсутствует связь между проведенной выемкой и назначением почерковедческой экспертизы, т.к. исследование проводилось в отношении иных контрагентов – ООО «Агротехник» и ООО ПКФ «Заря», а не ООО «Тритон». При проверке жалобы Управление ФНС по Челябинской области установило, что скопированные с жесткого диска документы не распечатывались и к материалам дела не приобщались. Судом сделан вывод о незаконности произведенной выемки и последующих действий налогового органа (т.3 л.д.31-35). 09.02.2015 от инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении требований. Суд не принял во внимание существенные обстоятельства. В ходе проведения налоговой проверки было установлено, что заявитель осуществлял финансово – хозяйственные операции с ООО «Тритон», имеющей признаки фирмы – «однодневки», у него находились оригиналы документов, которые могли быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Установлены обстоятельства, указывающие на недобросовестность общества – оно изменило наименование и руководителя, подало заявление о ликвидации, при предыдущей налоговой проверке документы были представлены не в полном объеме, сделаны ссылки на пожар. Оригиналы документов были необходимы для проведения экспертизы, в связи, с чем отсутствовала необходимость в доказывании реальности уничтожения документов. В части ООО «Тритон» экспертиза не была назначена, т.к. основания для ее проведения в дальнейшем отпали. Информация с системного блока компьютера не изымалась – она была скопирована, в связи с чем, нарушение отсутствует. Общество возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения, нарушение своих прав действиями налогового органа. При отсутствии возражений законность судебного решения проверяется в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства. ООО «Лидер» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 04.03.2014, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов, имеет ИНН № 561507227771 (т.1 л.д.26), решением учредителя 11.03.2014 наименование ООО «Лидер» изменено на ООО «ФЦентр» (т.1 л.д.25). 18.10.2013 заместителем начальника ИФНС по г. Орску утверждено постановление о производстве выемки документов и предметов № 16-01-28/25122, указано, что ООО «Лидер» (ИНН № 5614026377) совершает сделки с фирмой – однодневкой ООО «Тритон», в связи, с чем производится выемка (т.1 л.д.35-36), 18.10.2013 составлена опись изъятых документов и предметов, подписанная должностными лицами налогового органа и общества (т.1 л.д.37-38), составлен протокол № 16-01-28 от 18.10.2013, где перечислены лица, участвующие в проверке и понятые (т.1 л.д.40-46). В присутствии понятых произведен осмотр системного блока компьютера (т.1 л.д.47-70). Документы и предметы 29 наименований возвращены 25.10.2013 (т.1 л.д.94-95). Определением от 27.05.2014 налоговым органом назначено проведение почерковедческой экспертизы для проверки подписей лиц, подписавших первичные документы от имени других контрагентов (т.2 л.д.13-15). 18.07.2014 составлен акт выездной налоговой проверки ООО «ФЦентр» № 16-01-28/0048 (т.2 л.д. 27-70), 03.09.2014 вынесено решение № 16-01-28/24231 о привлечении общества к налоговой ответственности (т.1 л.д.92-138). 28.02.2014 вынесено постановление о производстве выемки у ООО «Лидер» (ИНН № 5614026377) документов по сделкам с другими контрагентами (т.2 л.д.71 - 72). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области № 16-15/02332 от 28.02.2014 жалоба общества в оспариваемой части оставлена без изменений (т.1 л.д.32-34). По утверждению подателя жалобы – инспекции нарушений при производстве выемки допущено не было. Имелись достаточные основания считать, что оригиналы документов будут уничтожены или заменены, первоначально документы были необходимы для проведения экспертизы. Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности постановления о производстве выемки и последующих действий по изъятию документов и предметов. Решение суда является законным и обоснованным. Подпункт 3 п. 1 ст. 31 Кодекса наделяет налоговые органы правом при проведении налоговых проверок производить выемку документов у налогоплательщика в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. В п. 12 ст. 89 Кодекса установлено, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 Кодекса. Согласно п. 14 ст. 89 Кодекса при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса. Таким образом, п. 14 ст. 89 Кодекса определяет условие, при котором может быть осуществлено изъятие документов, а в части порядка производства выемки отсылает к ст. 94 Кодекса. В силу п. 1 ст. 94 Кодекса выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа. Пункт 8 этой статьи также предусматривает, что изъятие подлинников документов возможно в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. По правилам ст. 94 Кодекса до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. 99 Кодекса и данной статьей. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов. Суд первой инстанции установил, что в постановлении отсутствовал перечень документов и предметов, подлежащих изъятию – они изымались произвольно по усмотрению проверяющих по мере их обнаружения. Часть изъятого не имели прямого отношения к сделкам с ООО «Тритон» - рабочие тетради, системные блоки компьютеров. В протоколе отсутствует указание на предложение добровольно выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. Налоговый орган неосновательно ссылается на позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 18120/10 от 26.04.2011, допускающих изъятие оригиналов документов, необходимых для проведения экспертизы. В данном случае экспертиза для исследования документов по отношениям с ООО «Тритон» не назначалась. Инспекция не представила обоснования изъятия документов и предметов, которые не имеют отношения к данному контрагенту, всех бухгалтерских документов, находящихся в системных блоках компьютеров. Суд первой инстанции правильно оценил как незаконные действия по копированию документов с системных блоков компьютеров, не имеющих отношения к ООО «Тритон» и не приобщенных к материалам проверки. Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения, основания для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены судебного решения отсутствуют. Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2014 по делу № А47-3948/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов Судьи В.В. Баканов И.А. Малышева
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2015 по делу n А34-6077/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|