Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А76-28547/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-1887/2015 г. Челябинск
27 марта 2015 года Дело № А76-28547/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Арямова А.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации «Охрана труда - кадры» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 января 2015 года по делу №А76-28547/2014 (судья Наконечная О.Г.). В судебном заседании приняли участие представители: автономной некоммерческой организации «Охрана труда - кадры» - Черкасов М.А. (паспорт, доверенность от 27.10.2014 №01), Черкасов Д.М. (паспорт, выписка ЕГРЮЛ от 04.02.2015); Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Миасский машиностроительный колледж» - Шестакова Л.А. (паспорт, доверенность от 01.11.2014). Автономная некоммерческая организация «Охрана труда - кадры» (далее - заявитель, АНО «Охрана труда - кадры», организация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным п. 5 предписания от 08.09.2014 № 7-3029-14-ОБ/43/43/3 Государственной инспекции труда в Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Госинспекция, инспекция) в части обязательного наличия подписи органов федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в протоколе по проверке знаний требований охраны труда работников, и предоставления «сведений о согласовании проведения проверки знаний с ними» (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований - т. 1, л.д. 91). Определением суда от 26.11.2014 (т. 1, л.д. 1-2) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Миасский машиностроительный колледж» (далее - третье лицо, ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК», колледж). Решением суда от 12 января 2015 года (резолютивная часть объявлена 29 декабря 2014 года) в удовлетворении заявленных требований отказано. Заявитель, не согласившись с таким решением, обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению АНО «Охрана труда - кадры», п. 5 предписания № 7-3029-14-ОБ/43/43/3 от 08.09.2014 (далее - предписание) в обжалованной части являются незаконным и подлежит отмене. Заявитель полагает, что на необязательность подписи органов федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в протоколе проверки знаний указывает Приложение № 1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Порядок). Пункт 5 предписания противоречит п. 3.3 Порядка. Таким образом, требования инспектора, указанные в части п. 5 предписания, незаконны, предъявлены с превышением полномочий, и нарушают права организации, поскольку влияют на его экономическую деятельность с ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК». Заявитель не только лишился возможности заключить договор на проведение проверки знаний, но и может понести ущерб по предъявленному к организации иску со стороны колледжа. С учетом изложенного, заявитель считает, что создаются препятствия для осуществления предпринимательской деятельности посредством предъявления незаконных дополнительных требований к составлению локальных актов и вмешательства во внутреннюю его деятельность (в части проведения проверки знаний и составления протокола проверки знаний). Инспекцией и третьим лицом отзывы на жалобу заявителя не представлены. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте - заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. С учетом мнения явившихся представителей, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя инспекции. В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель третьего лица устно возражал против ее удовлетворения. Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. Из дела видно, что АНО «Охрана труда - кадры» зарегистрирована в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером (далее - ОГРН) 1077400000578 (т. 1, л.д. 34-38, 120). ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1027402903550. На основании распоряжения Госинспекции от 26.08.2014 № 7-3029-14-ОБ/43/43/1 в отношении ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 08.09.2014 № 7-3029-14-ОБ/43-43/2, и выдано предписание от 08.09.2013 № 7-3029-14-ОБ/43-43/3 об устранении нарушений (т. 1, л.д. 15-21). Из п. 5 предписания следует, что ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК» необходимо в срок до 31.10.2014 провести внеочередную проверку знаний по охране труда 41 должностным лицам, в присутствии Государственного инспектора труда. Полагая, что настоящие предписание в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, АНО «Охрана труда - кадры» обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что п. 5 предписания является законным и обоснованным, поскольку оспариваемое заявителем предписание вынесено в отношении ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК» и не содержит при этом обязательных для исполнения требований (предписаний) в отношении АНО «Охрана труда - кадры». Также суд первой инстанции установил, что доказательства, свидетельствующие о нарушении прав заявителя в сфере экономической деятельности, незаконном возложении на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, как того требует п. 1 ст. 198 АПК РФ, отсутствуют. При этом суд указал, что согласно протоколу заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов, уполномоченных коллектива от 15.10.2014 №1734-ОТ-14, третье лицо уже исполнило п. 5 предписания (т. 1, л.д. 55-58). Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему. В ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепляется право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данное конституционное положение конкретизировано в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), который возлагает на работодателя обязанность обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и обеспечения проверки знаний требований охраны труда, а на работника - проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку требований охраны труда (ст. 212, 214, 225 ТК РФ). Согласно с ч. 1 ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В силу ч. 1 ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Согласно п. 2.3.2 Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, Учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций, независимо от срока проведения предыдущей проверки, проводится, в том числе после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда. Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение (п. 3.3 Порядка). В силу п. 3.4 Порядка для проверки знаний требований охраны труда на предприятии создается комиссия, о чем выносится приказ руководителя. Результаты проверки заносятся в протокол о проверке знаний требований охраны труда, который подписывается прошедшими проверку работниками и членами комиссии. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов. Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы по следующим основаниям. В соответствии с абзацем третьим п. 3.4 Порядка в состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов. При этом, в данном случае и организация и колледж являются обучающими, образовательными учреждениями, для которых при проверке знаний по охране труда участие (согласование) соответствующих органов (с такими органами) надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства является обязательным, о чем и указано в оспоренном п. 5 предписания инспекции. Однако, при заседании комиссии АНО «Охрана труда - кадры» по проверке знаний требований охраны труда работников, отсутствовал представитель Госинспекции, что подтверждается отсутствием подписи данного должностного лица в протоколе от 25.09.2013 № 20, как не представлено и сведений о соответствующем согласовании проведения проверки знаний (т. 1, л.д. 13-14). Суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемое заявителем предписание вынесено в отношении ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК» и не содержит при этом обязательных для исполнения требований (предписаний) в отношении АНО «Охрана труда - кадры»; отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав в сфере экономической деятельности, незаконном возложении на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Также суд первой инстанции правомерно установил, что согласно протоколу от 15.10.2014 №1734-ОТ-14 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов, уполномоченных коллектива, третье лицо исполнило п. 5 предписания (т. 1, л.д. 55-58). Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству. Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено. Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба АНО «Охрана труда - кадры» удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 января 2015 года по делу №А76-28547/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации «Охрана труда - кадры» - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья О.Б. Тимохин
Судьи: А.А. Арямов
М.Б. Малышев
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А76-20347/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|