Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А76-27529/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-1309/2015 г. Челябинск
27 марта 2015 года Дело № А76-27529/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Баканова В.В. и Малышевой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.01.2015 по делу № А76-27529/2014 (судья Белый А.В.). В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - Крутикова Ю.А. (доверенность № 05-27/002978).
07.11.2014 открытое акционерное общество институт «Челябинский Промстройпроект» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик, ОАО институт «Челябинский Промстройпроект») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 158 от 05.08.14 о начислении земельного налога - 891 972 руб., привлечении к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), начислении штрафа - 178 394, 40 руб. и пени - 56 554, 96 руб. Решение принято по результатам камеральной проверки декларации по земельному налогу за 2013 год. Заявитель является собственником земельных участков расположенных по адресу: г. Челябинск, пр. Победы 290, на протяжении 2010-2012 годов им исчислялся и уплачивался земельный налог на основании кадастровой стоимости, утвержденной Правительством Челябинской области, которая составляла 107 169 517 руб. 06.03.2013 Арбитражным судом Челябинской области по делу № А76-24010/12 вынесено решение об установлении кадастровой стоимости равной рыночной цене земельного участка, которая составила 6 220 000 руб. и вступило в законную силу 08.04.2013, налог в декларации за 2013 год исчислен исходя из этой суммы. Налоговый орган в решении начислил налог за весь 2013 год исходя из кадастровой стоимости на 01.01.2013 и составлявшей 107 169 517 руб., сделал вывод о том, что новая стоимость может быть применена при исчислении налога только со следующего налогового периода 2014 года. Решение инспекции незаконно – согласно действующего законодательства изменение в кадастровую стоимость земельного участка вносится с даты вступления в законную силу судебного решения, установившего новую стоимость, следовательно, с 08.04.2013 плательщик вправе применять в расчете уточненный физический показатель и рассчитывать налог с учетом рыночной стоимости. Дополнительное начисление налога является незаконным (т.1 л.д.3-6). Налоговый орган возражал против заявленных требований, ссылается на нарушения в определении налоговой базы, установленные в ходе проверки, указывал, что измененная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2014 и не распространяется на предшествующий налоговый период (т. 1 л.д. 93-97). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.01.2015 требования удовлетворены. Кадастровая оценка земельного участка утверждена постановлением Правительства Челябинской области № 284-п от 17.08.2011, в 2010-2012 годах, и плательщик при исчислении земельного налога руководствовался этими данными. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2013 по делу № А76-24010/12 определена рыночная стоимость земельного участка в меньшем размере. Учитывая, что изменения кадастровой стоимости вносятся на основании вступившего в законную силу судебного акта, то измененная кадастровая (рыночная) стоимость подлежит применению при исчислении земельного налога, начиная с даты вступления решения в законную силу, т.е. с 08.04.2013. Начисления налога по ранее действующей кадастровой стоимости за весь 2013 год незаконно (т.1 л.д.122-126). 29.01.2015 от инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения. По данным государственного кадастра по состоянию на 01.01.2013 стоимость земельного участка составляла 107 169 517 руб., в декларации за 2013 года плательщик отразил физический показатель в размере 6 220 000 руб. Камеральная проверка установила занижение налоговой базы, решением на разницу в стоимостях начислен земельный налог. Признавая решение инспекции недействительным, суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности расчета налога исходя из различных кадастровых стоимостей, начиная с апреля 2013 года. Не учтено, что по налоговому законодательству при исчислении налога база определяется по состоянию на 1 января текущего года. Иной порядок расчета налога при изменении кадастровой стоимости в рамках налогового периода – года не предусмотрен. Выводы суда о «дроблении» налогового периода и применении различной кадастровой стоимости ничем не обоснованы, и суд, принимая решение, вышел за пределы своей компетенции. По мнению инспекции, кадастровая стоимость устанавливается по состоянию на 1 января на весь налоговый период и не может быть в этом периоде изменена. Новая рыночная стоимость может применяться только с 01.01.2014 (т.1 л.д.132-134). Отзыв на апелляционную жалобу не поступил. Плательщик в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен, суд определил рассмотреть дело без не явившегося лица. При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителя инспекции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства. ОАО институт «Челябинский Промстройпроект» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 02.07.1996, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0710003:81 - 4 685 кв.м. и 74:36:0710003:28 – 12 354 кв.м. по адресу: г. Челябинск, проспект Победы, 290 (т.1, л.д. 48-68, 69, 70, 9, 10). Постановлением Правительства Челябинской области № 284-п от 17.08.2011 кадастровая стоимость участков №74:36:0710003:81 и 74:36:0710003:28 определена в 29 467 057 руб. и 77 702 460 руб. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2013 по делу № А76-24010/2012, вступившим в силу 08.04.2013, установлена: - кадастровая стоимость земельного участка № 74:36:0710003:81 в размере равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 - 1 809 000 руб. - кадастровая стоимость земельного участка № 74:36:0710003:28 в размере равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 - 4 411 000 руб. (т. 1 л.д. 13-21). Письмом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» № 11076 от 20.12.2013 общество уведомлено, что с 16.05.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о новой стоимости земельных участков (т. 1 л.д. 10-11). 26.02.2014 заявителем представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, оплачен налог в размере 715 571 руб., из расчета применения с 16.05.2013 новой кадастровой стоимости земельных участков. По уточненной декларации инспекцией проведена камеральная проверка, составлен акт № 1643 от 05.06.2014 где указано на неполную уплату земельного налога в размере – 891 790, 00 руб. в результате занижения налоговой базы из-за занижения кадастровой стоимости земли (т. 1 л.д. 22-27). 05.08.2014 налоговым органом вынесено решение № 158 о доначислении земельного налога - 891 972 руб., привлечении к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и начислении штраф - 178 394, 40 руб. и пени - 56 554, 96 руб. (т. 1 л.д. 28-37). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области № 16-07/003663@ от 24.10.2014 решение инспекции оставлено без изменений (т.1 л.д. 38-47). По утверждению подателя жалобы – инспекции заявителем была занижена налоговая база по земельному налогу, так как новую кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2014. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии состава налогового нарушения, правильности исчисления обществом налога. Рассмотрев апелляционную жалобу, суд приходит к следующим выводам. Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Челябинской области для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством. Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами № 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости в судебном порядке. При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости земельного участка, а является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере. Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 № 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 069.03.2013 по делу N А76-24010/2012 кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению с момента вступления в законную силу решения суда. Судом обоснованно указано, что до вступления в законную силу решения подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" Ссылка налогового органа на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер, в силу статей 1, 4 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к законодательству о налогах и сборах, нормативным правовым актам, официальным разъяснениям. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения, основания для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены судебного решения отсутствуют. Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.01.2015 по делу № А76-27529/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов Судьи: В.В. Баканов И.А. Малышева
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А76-28547/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|