Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А76-27529/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1309/2015

г. Челябинск

 

27 марта 2015 года

Дело № А76-27529/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,

судей Баканова В.В. и Малышевой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.01.2015  по делу № А76-27529/2014 (судья Белый А.В.).

В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - Крутикова  Ю.А. (доверенность № 05-27/002978).

 

 07.11.2014 открытое акционерное общество институт «Челябинский Промстройпроект» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик, ОАО институт «Челябинский Промстройпроект») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 158 от 05.08.14 о начислении земельного налога - 891 972 руб., привлечении к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), начислении штрафа - 178 394, 40 руб. и пени  - 56 554, 96 руб.

Решение принято по результатам камеральной проверки декларации по земельному налогу за 2013 год. Заявитель является собственником земельных участков расположенных по адресу: г. Челябинск, пр. Победы 290, на протяжении 2010-2012 годов им исчислялся и уплачивался земельный налог на основании кадастровой стоимости, утвержденной Правительством Челябинской области, которая составляла 107 169 517 руб.

06.03.2013 Арбитражным судом Челябинской области по делу № А76-24010/12 вынесено решение об установлении кадастровой стоимости равной рыночной цене земельного участка, которая составила 6 220 000 руб. и вступило в законную силу 08.04.2013, налог в декларации за 2013 год исчислен исходя из этой суммы.

Налоговый орган в решении начислил налог за весь 2013 год исходя из кадастровой стоимости на 01.01.2013 и составлявшей 107 169 517 руб., сделал вывод о том, что новая стоимость может быть применена при исчислении налога только со следующего налогового периода 2014 года.

Решение инспекции незаконно – согласно действующего законодательства изменение в кадастровую стоимость земельного участка вносится с даты вступления в законную силу судебного решения, установившего новую стоимость, следовательно, с 08.04.2013 плательщик вправе применять в расчете уточненный физический показатель и рассчитывать налог с учетом рыночной стоимости. Дополнительное начисление налога является незаконным (т.1 л.д.3-6).

Налоговый орган возражал против заявленных требований, ссылается на нарушения в определении налоговой базы, установленные в ходе проверки, указывал, что измененная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2014 и не распространяется на предшествующий налоговый период  (т. 1 л.д. 93-97).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.01.2015 требования удовлетворены.

Кадастровая оценка земельного участка утверждена постановлением Правительства Челябинской области № 284-п от 17.08.2011, в 2010-2012 годах, и плательщик при исчислении земельного налога руководствовался этими данными.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2013 по делу № А76-24010/12 определена рыночная стоимость земельного участка в меньшем размере. Учитывая, что изменения кадастровой стоимости вносятся на основании вступившего в законную силу судебного акта, то измененная кадастровая (рыночная) стоимость  подлежит применению при исчислении земельного налога, начиная с даты вступления решения в законную силу, т.е. с 08.04.2013. Начисления налога по ранее действующей кадастровой стоимости за весь 2013 год незаконно (т.1 л.д.122-126).

29.01.2015 от инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.

По данным государственного кадастра по состоянию на 01.01.2013 стоимость земельного участка составляла 107 169 517 руб., в декларации за 2013 года плательщик отразил физический показатель в размере 6 220 000 руб. Камеральная проверка установила занижение налоговой базы, решением на разницу в стоимостях начислен земельный налог.

Признавая решение инспекции недействительным, суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности расчета налога исходя из различных кадастровых стоимостей, начиная с апреля 2013 года. Не учтено, что по налоговому законодательству при исчислении налога база определяется по состоянию на 1 января текущего года. Иной порядок расчета налога при изменении кадастровой стоимости в рамках налогового периода – года не предусмотрен. Выводы суда о «дроблении» налогового периода и применении различной кадастровой стоимости ничем не обоснованы, и суд, принимая решение, вышел за пределы своей компетенции.

По мнению инспекции, кадастровая стоимость устанавливается по состоянию на 1 января на весь налоговый период и не может быть в этом периоде изменена. Новая рыночная стоимость может применяться только с 01.01.2014 (т.1 л.д.132-134).

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Плательщик в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен, суд определил рассмотреть дело без не явившегося лица.

При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителя инспекции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.

ОАО институт «Челябинский Промстройпроект» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 02.07.1996, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0710003:81  - 4 685 кв.м. и 74:36:0710003:28 – 12 354 кв.м. по адресу: г. Челябинск, проспект Победы, 290 (т.1, л.д. 48-68, 69, 70, 9, 10).

Постановлением Правительства Челябинской области № 284-п от 17.08.2011 кадастровая стоимость участков №74:36:0710003:81  и 74:36:0710003:28  определена  в 29 467 057 руб. и 77 702 460 руб.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2013 по делу № А76-24010/2012, вступившим в силу 08.04.2013, установлена:

  - кадастровая стоимость земельного участка № 74:36:0710003:81 в размере равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 - 1 809 000 руб.

- кадастровая стоимость земельного участка № 74:36:0710003:28 в размере равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 - 4 411 000 руб. (т. 1 л.д. 13-21).

Письмом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» № 11076 от 20.12.2013 общество уведомлено, что с 16.05.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о новой стоимости земельных участков (т. 1 л.д. 10-11).

26.02.2014 заявителем представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, оплачен налог в размере 715 571 руб., из расчета применения с 16.05.2013 новой кадастровой стоимости земельных участков.

По уточненной декларации инспекцией проведена камеральная проверка, составлен акт № 1643 от 05.06.2014 где указано на неполную уплату земельного налога в размере – 891 790, 00 руб. в результате занижения налоговой базы из-за занижения кадастровой стоимости земли  (т. 1 л.д. 22-27).

05.08.2014 налоговым органом вынесено решение № 158 о доначислении земельного налога - 891 972 руб., привлечении к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и начислении штраф - 178 394, 40 руб. и пени  - 56 554, 96 руб. (т. 1 л.д. 28-37).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области № 16-07/003663@ от 24.10.2014 решение инспекции  оставлено без изменений (т.1 л.д. 38-47).

По утверждению подателя жалобы – инспекции заявителем была занижена налоговая база по земельному налогу, так как новую кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2014.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии состава налогового нарушения, правильности исчисления обществом налога.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии  по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Постановлением Правительства Челябинской  области от 17.08.2011 № 284-П «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Челябинской области для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.

Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами № 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости  в судебном порядке.

При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости земельного участка, а является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.

Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 № 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда.

Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 069.03.2013 по делу N А76-24010/2012 кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению с момента вступления в законную силу решения суда.

Судом обоснованно указано, что до вступления в законную силу решения подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области"

Ссылка налогового органа на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер, в силу статей 1, 4 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к законодательству о налогах и сборах, нормативным правовым актам, официальным разъяснениям.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения, основания для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены судебного решения отсутствуют.

Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.01.2015 по делу № А76-27529/2014 оставить без изменения, а апелляционную  жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска  - без удовлетворения.

Постановление  может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в Арбитражный суд Уральского округа  в течение двух месяцев  со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                    Ю.А. Кузнецов

Судьи:                                                                          В.В. Баканов

                                                                                            И.А. Малышева

                                                       

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А76-28547/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также