Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу n А47-9721/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1242/2015

г. Челябинск

 

20 марта 2015 года

Дело № А47-9721/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,

судей Малышевой И.А., Баканова  В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой  Т.В.,  рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.12.2014 по делу № А47-9721/2014 (судья Лазебная Г.Н.).

10.09.2014 открытое акционерное общество «Уральская сталь» (далее – заявитель, ОАО «Уральская сталь») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению – Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  (далее – Фонд) о признании незаконным решения № 139 от 31.07.2014 о непринятии к зачету расходов в сумме 217 037,03 руб., требования № 139 от 31.07.2014 о возмещении расходов.

Решения приняты по результатам выездной проверки, сделаны выводы о том, что расходы по оплате 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми - инвалидами произведены страхователем с нарушением действующего законодательства.

Выводы фонда неверны - оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Дополнительные выходные дни не связаны с осуществлением трудовых функций и является социальной выплатой.

Расчет оплаты должен производиться исходя из фактической продолжительности рабочей смены по графику работы, приходящейся на дополнительный выходной день с учетом суммированного рабочего дня – 2-х сменного графика работы с 12-часовой рабочей сменой (т. 1 л.д. 4-6, т.2 л.д.4-5).

Фонд возражает против заявленных требований, указывает, что  выплаты произведены в рамках трудовых отношений и должны облагаться страховыми взносами, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Статья 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает предоставление одному из родителей четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Часовая продолжительность указанных дней не может быть более 32 часов. 

Таким образом, средний дневной заработок должен определяться путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате, исходя из нормы рабочего времени, но не более 32 часов в месяц. Такой же порядок расчета применяется и при  суммированном рабочем дне  (т. 1 л.д.84-86).

Решением суда первой инстанции от 21.12.2014 требования общества удовлетворены, решения фонда в оспариваемой части  признаны недействительными.

Суд указал, что спорные выплаты являются социальными, производятся не в связи с трудовыми отношениями и не облагаются страховыми взносами, компенсируются из федерального бюджета.

Оплата дополнительных выходных дней из расчета фактического рабочего времени (12 часовой рабочий день) произведена правильно, так как общество относится к организации осуществляющей суммированный учет рабочего времени, то расчет должен производиться исходя из фактически отработанных часов (т. 2 л.д.77-80).

28.01.2015 от фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения, которое незаконно по следующим причинам.

Расчет должен быть произведен исходя из нормальной продолжительности рабочего дня, установленного трудовым законодательством, с учетом Порядка исчисления среднего заработка установленного Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922, т.е. из расчета 32 часов в месяц.

Правовая позиция фонда соответствует Правилам, предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми – инвалидами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1048 от 13.10.2014 (т. 2 л.д.85-87).

При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.

Стороны  извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы,  установил следующие обстоятельства.

ОАО «Уральская сталь» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 20.10.2005, является плательщиком страховых взносов в фонд социального страхования, состоит на учете в региональном управлении фонда (т.1 л.д.25-56).

Коллективным договором предусмотрено установление суммированного рабочего дня – 12 часов (т.2 л.д.6-19).

Фондом проведена  проверка правильности расходов на выплату страховых пособий, составлен акт № 631 от 30.06.2014, которым  установлены ошибки при исчислении пособия, которое должно было определяться исходя из нормативных 32 часов за 4 дня, не приняты к зачету расходы 217 037,03 руб. (т.1 л.д.92-104).

Решением № 139 от 31.07.2014 произведенные расходы в общей сумме 290 300,45 руб. не приняты к зачету (т.1 л.д.13-16).

Направлено требование № 139 от 31.07.2014 о возмещении расходов (т.1 л.д.17-18).

По мнению подателя апелляционной жалобы – фонда суд сделал неправильный вывод о порядке расчета пособия из фактической продолжительности рабочего дня.

Суд первой инстанции пришел к выводу о правильности расчета примененного обществом.

Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального законодательства.

По п.п.1 п.1 ст. 9 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее Закон № 212-фз),  не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства  фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

По ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Фонд не оспаривает отнесение данной выплаты к компенсационной, но считает неправильным расчет пособия, ссылается на  п. 10 разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденного совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 № 26/34, оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом под дневным заработком следует понимать средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом Минтрудом России для исчисления среднего заработка. При суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате.

Порядок исчисления среднего заработка установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 (далее - Положение).

Согласно п. 13 Положения при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

Установлено, что в обществе действовал суммированный учет рабочего времени – 12 часовой рабочий день.

Судом установлено, что обществом оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми - инвалидами, произведена работникам, исходя из количества часов фактически отработанного ими времени.

Суд первой инстанции принял законное решение о правильности действий общества и незаконности решения фонда, основания для переоценки этих выводов и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Методика расчета предусмотренная в постановлении Правительства Российской Федерации № 1048 от 13.10.2014 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми – инвалидами» не может быть применена, т.к. ее положения вступили в действие с 24.10.2014 и не распространяются на спорные отношения. В документе отсутствует указание на придание его положениям обратной силы.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения отсутствуют.

Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.12.2014 по делу № А47-9721/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление  может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в Арбитражный суд Уральского округа  в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

        

Председательствующий судья                                    Ю.А. Кузнецов

Судьи:                                                                            В.В. Баканов

                                                                                        И.А. Малышева

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу n А47-6525/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также