Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу n А76-23230/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-15975/2014

 

г. Челябинск

 

17 февраля 2015 года

Дело № А76-23230/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Толкунова В.М.,

судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 5 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2014 по делу № А76-23230/2014 (судья Трапезникова Н.Г.).

В заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Ашинский металлургический               завод» - Ульянова Т.Г. (доверенность от 05.07.2013 №180);

          государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 5 – Сафарова О.Н. (доверенность от 31.12.2014 №114).

Открытое акционерное общество «Ашинский металлургический завод» (далее – заявитель, ОАО «АМЗ», общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 5                                              (далее – заинтересованное лицо, ФСС, фонд) о признании частично недействительными решения от 24.07.2014 №81с/с  и требования от 24.07.2014 №81 с/с.

Решением суда от 18.11.2014 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением суда, фонд обратился                       в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Как указывает фонд, страхователем  при расчете пособий       по основаниям, предусмотренным пунктом  1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон №255-ФЗ), из среднедневного заработка, рассчитанного из минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), неправомерно был применен коэффициент не к исчисленному размеру пособия, а к МРОТ при исчислении среднего заработка.

Представитель общества в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело  в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой был составлен акт от 30.06.2014 №179 с/с (л.д. 31-36).

По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений заявителя, при его надлежащем извещении, фондом вынесено решение от 24.07.2014 №81с/с «О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в соответствии с которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в общей сумме 71 655 руб. 88 коп. (л.д. 45-46).

Из оспариваемого решения следует, что страхователь при расчете среднего дневного заработка по листкам нетрудоспособности: серии ВШ №6560930, серии ВЭ №2257469, серии ВШ № 6555843, № 010379230770,                    № 018836346864, № 018856515647, № 001822215035, № 010379303704,                           № 013476672968, № 096938449360) применил уральский коэффициент к МРОТ, а не к размеру исчисленного пособия, тем самым увеличил среднедневной заработок получателей пособия.

Проанализировав расчеты страхователя, ФСС пришел к выводу о том,                 что сумма пособий по указанным листкам нетрудоспособности превышена на                 877 руб. 93 коп.

Одновременно ФСС выставлено требование от 24.07.2014 №81 с/с о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, в соответствии с которым заявитель должен был возместить вышеуказанные расходы, не принятые к зачету, в размере 71 655 руб. 88 коп. в срок до 18.08.2014 (л.д. 47).

Не огласившись с указанными решением и требованием в части суммы 877 руб. 93 коп., общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.

Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии     с Законом № 255-ФЗ.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Закона № 255-ФЗ, а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение).

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Частью 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.

В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 7 и 11 Закона №255-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона №255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.

В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с частью 1 статьи 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На территории Челябинской области к заработной плате установлен районный коэффициент - 1,15 (Постановление Совета Министров СССР от 21.05.1987 № 591 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР»).

Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе пособия - исчисления среднего дневного заработка, как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ.

Пунктом 11.1 Положения предусмотрено, что в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры пособий, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, определяются               с учетом этих коэффициентов. При этом, данные коэффициенты подлежат применению на первом этапе исчисления пособия, то есть при расчете среднего дневного заработка (как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ), а не непосредственно суммы пособия (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 № ВАС-5881/14).

Приведенный обществом расчет пособий, в котором размер пособий работникам исчислен из среднего дневного заработка исходя из МРОТ с учетом районного коэффициента (1,15), судами проверен и признан верным.

Доводы ФСС о необоснованном применении обществом районного коэффициента к МРОТ основаны на неверном истолковании норм трудового законодательства и законодательства о социальном страховании, в связи с чем были обоснованно отклонены судом первой инстанции. Таким образом, решение фонда в оспариваемой части является недействительным, как и выставленное на его основании требование в той же части.

С учетом указанного, решение суда по существу является правильным, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.

  Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.

  С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

  Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе взысканию с фонда не подлежат в силу освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

 

 ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2014                            по делу № А76-23230/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 5 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев  со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Председательствующий судья                                                      В.М. Толкунов

Судьи:                                                                                              А.А. Арямов 

                                                                                                          Н.Г. Плаксина

         

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу n А07-23427/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также