Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А76-20269/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-15826/2014 г. Челябинск
12 февраля 2015 года Дело № А76-20269/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Скобелкина А.П., судей Ершовой С.Д., Матвеевой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурцевой Р.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2014 по делу № А76-20269/2014 (судья Воронин А.Г.). В заседании принял участие представитель: Военного комиссариата Челябинской области – Чернышков А.В. (доверенность №4 от 14.01.2015). Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК» (далее - ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» (далее - Военный комиссариат, ответчик) о взыскании расходов по уплате страховых взносов в размере 65 134 руб. 48 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (т.1 л.д. 5-7). Определением арбитражного суда от 18.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - Управление федерального казначейства), Министерство обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны), Министерство финансов Российской Федерации (далее Министерство финансов, третьи лица) (т.1, л.д. 1-4). Решением арбитражного суда от 09.12.2014 исковые требования ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» удовлетворены в полном объёме. Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (т.2, л.д. 54-61). В апелляционной жалобе Военный комиссариат просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т.2 л.д. 70-71). В обоснование доводов апелляционной жалобы Военный комиссариат ссылался на отсутствие у ответчика оснований для возмещения истцу расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях, направленных на реализацию федерального закона №53-ФЗ. Поскольку в соответствии с действующим законодательством военный комиссариат не является страхователем по отношению к привлечённым гражданам, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена. Уплата страховых выплат с фонда заработной платы дополнительными расходами не является, поскольку обязательна независимо от участия ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» в деятельности Военного комиссариата. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копии судебного акта, а также размещения информации на официальном сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, в судебное заседание представители третьих лиц не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц. В судебном заседании 11.02.2015 представитель Военного комиссариата доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Протокольным определением суда от 11.02.2015 на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано в приобщении к материалам дела отзыва Министерства обороны Российской Федерации на апелляционную жалобу (рег. № 5268 от 09.02.2015), поскольку не представлены доказательства направления данного документа в адрес лиц, участвующих в деле. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» в письме от 03.10.2012 № 09-1264 просило Военный комиссариат компенсировать понесенные расходы по уплате страховых взносов в размере 65 134 руб. 48 коп., начисленные на средний заработок за время исполнения воинских обязанностей работников общества и среднюю заработную плату за период исполнения воинской обязанности работниками по счету от 25.01.2012 № 10 в сумме 1 251 руб. 60 коп. (т.1, л.д. 12). В письме от 31.10.2012 № Ф-382 Военный комиссариат сообщил ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» об отказе в компенсации страховых взносов и выплаты средней заработной платы за период исполнения воинской обязанности работникам (т.1, л.д. 13-14). Считая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» обратилось в суд с настоящим исковым заявлением. Полагая, что отказ Военного комиссариата, изложенный в письме от 31.10.2012 №Ф/382, был признан незаконным, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу А76-25251/2012. Удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции исходил из того, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. В связи с этим выплата работникам среднего заработка в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности является объектом обложения страховыми взносами и подлежит компенсации. Ответчиком доказательства компенсации истцу указанных расходов в материалы дела не представлены, в силу чего исковые требования признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме. Выводы суда являются верными, основанными на материалах дела и законе. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы. Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями, исходя из фонда оплаты труда. В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Подпунктом «а» пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 №333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. Осуществление расходов, указанных в подпункте «а» пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №704 (далее – Правила компенсации расходов). Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил компенсации расходов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Согласно статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №339-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций (подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Федерального закона 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающим гражданином медицинского освидетельствования для решения вопроса о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, в указанном перечне не поименован. Исходя из системного толкования перечисленных норм, в период прохождения указанного медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, учитывая, что истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами компенсации расходов. Доказательств компенсации истцу указанных расходов в полном объёме ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены. При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, судом правомерно исковые требования ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» о взыскании с Военного комиссариата компенсации страховых взносов в размере 65 134 руб. 48 коп. удовлетворены в полном объёме. Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у Военного комиссариата обязанности возмещения истцу расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях, направленных на реализацию Федерального закона №53-ФЗ, отклоняется арбитражным апелляционным судом, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства. Обязанность компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возложена на ответчика в соответствии с п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности и ч. 1 ст.7, ст.9 Закона о страховых взносах, п. 2 Правил от 01.12.2004 № 704. В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению. Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя не производится. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2014 по делу № А76-20269/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Челябинской области - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области. Председательствующий судья А.П. Скобелкин Судьи: С.Д. Ершова С.В. Матвеева Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А76-21171/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|