Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А76-20269/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-15826/2014

г. Челябинск

 

12 февраля 2015 года

Дело № А76-20269/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Ершовой С.Д., Матвеевой С.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурцевой Р.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2014 по делу № А76-20269/2014 (судья Воронин А.Г.).

В заседании принял участие представитель:

Военного комиссариата Челябинской области – Чернышков А.В. (доверенность №4 от 14.01.2015).

Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК» (далее - ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» (далее - Военный комиссариат, ответчик) о взыскании расходов по уплате страховых взносов в размере 65 134 руб. 48 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (т.1 л.д. 5-7).

Определением арбитражного суда от 18.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - Управление федерального казначейства), Министерство обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны), Министерство финансов Российской Федерации (далее Министерство финансов, третьи лица) (т.1, л.д. 1-4).

Решением арбитражного суда от 09.12.2014 исковые требования ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» удовлетворены в полном объёме. Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (т.2, л.д. 54-61).

В апелляционной жалобе Военный комиссариат просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т.2 л.д. 70-71).

В обоснование доводов апелляционной жалобы Военный комиссариат ссылался на отсутствие у ответчика оснований для возмещения истцу расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях, направленных на реализацию федерального закона №53-ФЗ. Поскольку в соответствии с действующим законодательством военный комиссариат не является страхователем по отношению к привлечённым гражданам, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена. Уплата страховых выплат с фонда заработной платы дополнительными расходами не является, поскольку обязательна независимо от участия ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» в деятельности Военного комиссариата.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копии судебного акта, а также размещения информации на официальном сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, в судебное заседание представители третьих лиц не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании 11.02.2015 представитель Военного комиссариата доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Протокольным определением суда от 11.02.2015 на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано в приобщении к материалам дела отзыва Министерства обороны Российской Федерации на апелляционную жалобу (рег. № 5268 от 09.02.2015), поскольку не представлены доказательства направления данного документа в адрес лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» в письме от 03.10.2012 № 09-1264 просило Военный комиссариат компенсировать понесенные расходы по уплате страховых взносов в размере 65 134 руб. 48 коп., начисленные на средний заработок за время исполнения воинских обязанностей работников общества и среднюю заработную плату за период исполнения воинской обязанности работниками по счету от 25.01.2012 № 10 в сумме 1 251 руб. 60 коп. (т.1, л.д. 12).

В письме от 31.10.2012 № Ф-382 Военный комиссариат сообщил ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» об отказе в компенсации страховых взносов и выплаты средней заработной платы за период исполнения воинской обязанности работникам (т.1, л.д. 13-14).

Считая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» обратилось в суд с настоящим исковым заявлением. Полагая, что отказ Военного комиссариата, изложенный в письме от 31.10.2012 №Ф/382, был признан незаконным, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу А76-25251/2012.

Удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции исходил из того, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. В связи с этим выплата работникам среднего заработка в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности является объектом обложения страховыми взносами и подлежит компенсации. Ответчиком доказательства компенсации истцу указанных расходов в материалы дела не представлены, в силу чего исковые требования признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Выводы суда являются верными, основанными на материалах дела и законе.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями, исходя из фонда оплаты труда.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 №333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Осуществление расходов, указанных в подпункте «а» пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №704 (далее – Правила компенсации расходов).

Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил компенсации расходов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Согласно статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №339-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций (подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Федерального закона 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающим гражданином медицинского освидетельствования для решения вопроса о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, в указанном перечне не поименован.

Исходя из системного толкования перечисленных норм, в период прохождения указанного медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Таким образом, учитывая, что истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами компенсации расходов.

Доказательств компенсации истцу указанных расходов в полном объёме ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, судом правомерно исковые требования ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» о взыскании с Военного комиссариата компенсации страховых взносов в размере 65 134 руб. 48 коп. удовлетворены в полном объёме.

Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у Военного комиссариата обязанности возмещения истцу расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях, направленных на реализацию Федерального закона №53-ФЗ, отклоняется арбитражным апелляционным судом, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Обязанность компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возложена на ответчика в соответствии с п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности и ч. 1 ст.7, ст.9 Закона о страховых взносах, п. 2 Правил от 01.12.2004 № 704.

В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя не производится.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2014 по делу № А76-20269/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Челябинской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Председательствующий судья                                         А.П. Скобелкин

Судьи:                                                                               С.Д. Ершова

С.В. Матвеева

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А76-21171/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также