Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу n А47-3427/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-13271/2014

г. Челябинск

 

11 декабря 2014 года

Дело № А47-3427/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,

судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                    Растрыгиной О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Руссоль» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2014 по делу № А47-3427/2014 (судья  Гильмутдинов В.Р.).

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Руссоль» (далее – ООО «Руссоль», ответчик) о взыскании 27 345 руб. 80 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования (т. 1 л.д. 9-14).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2014 исковые требования удовлетворены, с ООО «Руссоль» в пользу ОАО «РЖД» взыскано 27 345 руб. 80 коп. долга, 2 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

В случае неисполнения настоящего судебного акта с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения на всю взыскиваемую денежную сумму, включая судебные расходы, присуждены и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствам, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 % годовых (т.2 л.д. 64-70).

ООО «Руссоль» с принятым судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что решение является незаконным и необоснованным.

По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку действующее законодательство и судебная практика свидетельствуют о невозможности установления платы при использовании пути общего пользования в договорах, заключенных перевозчиком с контрагентами.

При буквальном толковании условий договора не следует взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования и не определен размер такой платы. Плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности Тарифное руководство № 2 не устанавливает.

Ответчик ссылается на то, что ОАО «РЖД» не доказало вину ответчика в задержке вагонов на путях общего пользования, не представило соответствующих доказательств, свидетельствующих о нарушении сроков доставки грузов в нарушение ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

До начала судебного заседания от ОАО «РЖД» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, истец просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «Руссоль» (владелец) 05.04.2011 заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Руссоль» по станции Нижний Баскунчак Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»  № 1/109 (т. 1 л.д. 16-19).

В соответствии с п.1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, являющегося продолжением путей № 19 и № 33 станции Нижний Баскунчак и примыкающего стрелками № 21 и 27 к станции Нижний Баскунчак, локомотивом владельца.

В силу п. 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.

Как следует из п. 6 договора уведомление о подаче вагонов передаётся приемосдатчиком или дежурным по станции круглосуточно по телефону ответственному лицу владельца не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов, с записью в книгу уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку.

В соответствии с п. 7 договора №1/109 от 05.04.2011 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом перевозчика на выставочный путь № 15, 16, 19, 25 владельца.

Согласно п. 8 договора №1/109 от 05.04.2011 количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой «ООО «Руссоль» устанавливается не более - 40 вагонов.

Пунктом 11 этого же договора предусмотрено, что готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожных выставочных путей владельца согласно технологического процесса работы станции Нижний Баскунчак после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.

В соответствии с п.12 данного договора осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях № 15, 16, 19, № 25 владельца. Передача вагонов и возврат перевозчику удостоверяется подписями уполномоченных работников сдающей и принимающей стороны в памятке приемосдатчика в строке «вагон сдал» и «вагон принял»

Пунктом 13 договора предусмотрено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота на группу до 40 вагонов - 8 часов 50 минут (до расчета нового технологического срока оборота вагонов).

Согласно п. 18.8 договора владелец уплачивает перевозчику за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, - плату за пользование вагонами в размере, предусмотренном п.12 Тарифного руководства № 2.

Кроме того, между ОАО «РЖД» и ООО «Руссоль» (клиент) заключен договор на организацию расчетов от 30.12.2012 №19/ДП/1926-12 РЖД (т.1 л.д. 32-40).

Согласно п.1.1. договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов, в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, и иных услуг/работ, выполняемых ОАО «РЖД» при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО «РЖД» и клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/ выполнение работ).

Пунктом 2.1.11 договора установлено, что в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента (ООО «Руссоль»), являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки - выгрузки и другие причины), ОАО «РЖД» взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определённом в приложении № 3 к договору.

Согласно актам общей формы от 07.06.2013 № 2/3, 2/31, 51 вагонов, не принадлежащих перевозчику: № 57620635, №56069610, №56251945, №53472031, №54191580, №53154811, №63409106, №58057183, №58686627, №55037485, №57633687, №56406911, №53579462, №56004534, №53423877, №56131329, №53588646, №56856131, №52509379, №56313786, №56152333, №55105076, №59198598, №53811709, №56913841, №53255758, №52933587, №569500272, №56594278, №52752177, №56074040, №56163959, №61079885, №53537122, №55067342, №53435400, №54898994, №53472288, №61875340, №56069867, №58480864, №56594864, №56985831, №53434387, №54891221, №64662745, №53134805, №55385082, №56599681, №56347685, №56682917 именуемые далее по тексту как собственные вагоны, простаивали на станционных путях общего пользования с 06.06.2013 с 20 час. 01 мин. до 17 час. 00 мин. 07.06.2013 ввиду занятости путей необщего пользования грузополучателя.

Согласно «Ведомости подачи уборки вагонов № 000463 (далее - «ВПУ 000463» (за период с 06.06.2013 по 07.06.2013) ответчику была начислена плата за время нахождения «собственных вагонов», указанных в актах общей формы от 07.06.2013 № 2/30, № 2/31 на путях общего пользования станции Нижний Баскунчак Приволжской железной дороги в сумме 23 174 руб. 40 коп. без НДС., с учетом НДС сумма платы составляет 27 345 руб. 80 коп.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 19.08.2013 №5658/676 с просьбой, погасить задолженность (т.1 л.д. 48).

Поскольку претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения вагонов на путях общего пользования был установлен сторонами  в договоре на организацию расчетов от 30.12.2012 №19/ДП/1926-12 РЖД.

Пунктом 2 ст.784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено что, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если указанным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Учитывая положения ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 4 и ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте и поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2), утвержденные Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, устанавливают размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Из буквального толкования ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.

Согласно абз. 5 ст. 39 Устава размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного довод подателя апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством и судебной практикой не предусмотрена возможность установления платы при использовании пути общего пользования в договорах, заключенных перевозчиком с контрагентами не принимается судом апелляционной инстанции.

Подпунктом «б» п. 16 договора от 05.04.2011 № 1/109 установлено, что владелец (ответчик) уплачивает перевозчику (истцу) плату по условиям Тарифного руководства № 2 и ст.39 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» с применением коэффициента индексации.

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абз. 1 ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязанность истца по внесению платы за нахождение на местах общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, установлена условием пп. «б»  п. 16 договора от 05.04.2011

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу n А47-2785/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также