Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А34-5379/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-13384/2014

г. Челябинск

 

10 декабря 2014 года

Дело № А34-5379/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Столяренко Г.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Энгельгардт Е.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 20.10.2014 по делу № А34-5379/2014 (судья Асямолов В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Курган» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Курган», истец), ИНН 4501090309, ОГРН 1024500513905, обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России, ответчик), ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636, убытков в размере 68 569 руб. 29 коп.

Дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Финансовое управление Курганской области, Управление Федерального казначейства по Курганской области, Финансовый отдел администрации Шумихинского района, Главное управление социальной защиты населения Курганской области.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.10.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Курган» взысканы убытки в сумме 68 569 руб. 29 коп., а также 2742 руб. 77 коп. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В апелляционной жалобе Минфин России (ответчик) просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, истцом не доказано наличие предусмотренных ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации условий для взыскания убытков. Ответчик в данной части указал, что не имел перед ООО «Газпром межрегионгаз Курган» обязательств по финансированию, договоры или акты сверок с ним не подписывал, в связи с чем не может нести ответственность за неисполнение обязательств другим органом. Минфин России считает, что к спорным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ), устанавливающий, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета; данный закон обладает большей юридической силой, чем Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431), которым руководствовался суд. Кроме того, в 2013 г. из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации Курганской области были выделены дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; утвержденные суммы финансовой помощи ежемесячно перечислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью с учетом возникающих сезонных потребностей в процессе исполнения бюджетов субъектов; цели использования и распределение поступивших из фонда средств субъект Российской Федерации определяет самостоятельно. В материалах дела отсутствуют доказательства обращения муниципального образования г. Шумиха к Курганской области, Российской Федерации за выделением денежных средств, в том числе и на финансирование льгот многодетным семьям. Ответчик также полагает неправомерным взыскание с него в пользу истца понесенных последним расходов по уплате государственной пошлины по делу, считает, что в данном случае в силу подпункта 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России освобождено от уплаты государственной пошлины.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Газпром межрегионгаз Курган» просило отказать в ее удовлетворении. По мнению истца, поскольку мера социальной поддержки многодетным семьям предусмотрена федеральным законодательством - Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431, органами федеральной власти порядок и условия возмещения расходов на осуществление этих мер не разработаны, расходы на реализацию названных мер должна нести Российская Федерация; финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот на основании названного Указа в федеральном бюджете на 2013 г. Курганской области не выделялись. ООО «Газпром межрегионгаз Курган» отметило, что льготы предоставляются многодетным семьям на фактически потребленный объем газа независимо от внесения абонентами оплаты за потребленный газ. ООО «Газпром межрегионгаз Курган» указало на правомерность взыскания с ответчика суммы расходов истца на уплату государственной пошлины.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились. От ООО «Газпром межрегионгаз Курган» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии со ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Газпром межрегионгаз Курган», являясь поставщиком природного газа на территории Курганской области, в 2013 г. осуществляло меры социальной поддержки в отношении потребителей – многодетных семей Шумихинского района путем предоставления им скидки по оплате потребленного газа в размере 30 %.

В подтверждение данных обстоятельств истец представил в материалы дела заявления физических лиц на получение льготы по оплате за газ, документы, подтверждающие их право на льготу, справки о состоянии расчетов за потребленный газ, реестры о фактическом предоставлении мер социальной поддержки (с указанием имен льготников, их адресов, размера предоставленной льготы).

Правовым основанием предоставления льгот многодетным семьям по оплате потребленного газа и заявления требования о возмещении убытков, вызванных предоставлением названных льгот, ООО «Газпром межрегионгаз Курган» назван Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431.

Всего, согласно расчету истца, размер расходов, понесенных ООО «Газпром межрегионгаз Курган» в связи с предоставлением льгот многодетным семьям, составил 68 569 руб. 29 коп.

Ссылаясь на то, что расходы, возникшие у ООО «Газпром межрегионгаз Курган» в связи с предоставлением льгот не были компенсированы, в то время как должны возмещаться за счет средств федерального бюджета, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Поскольку доказательств возмещения ООО «Газпром межрегионгаз Курган» потерь в доходах в сумме 68 569 руб. 29 коп. в связи с предоставлением многодетным семьям льгот по оплате за газоснабжение не представлено, суд первой инстанции признал наличие на стороне истца убытков в указанной сумме доказанным. С учетом положений законодательства Российской Федерации, в частности норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона № 184-ФЗ, ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право многодетных семей на соответствующие льготы установлено на федеральном уровне - Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431, ответчик проявил бездействие - не обеспечил компенсацию потерь в доходах истца, вызванных предоставлением многодетным семьям льгот, предусмотренных федеральным законодательством, в связи с указанными обстоятельствами причиненные коммерческой организации убытки подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не усматривает.

В подпункте «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Газпром межрегионгаз Курган» в соответствии с вышеназванным указом предоставляло многодетным семьям льготы по оплате стоимости потребленного газа в 2013 г., при этом потери в доходах истца составили 68 569 руб. 29 коп.

Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В период предоставления ООО «Газпром межрегионгаз Курган» льгот правовых актов, регулирующих порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431, не имелось.

При этом истец, являясь коммерческой организацией, не должен нести бремя  расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям, гарантированных государством, и вправе требовать полного их возмещения.

Таким образом, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование, установившие нормативным правовым актом для отдельных категорий граждан льготы по оплате за пользование газом, обязаны в полном объеме возместить понесенные в связи с этим газоснабжающими организациями расходы за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с разъяснениями п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23) при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно подпункту 24 п. 2 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).

В силу п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что мера социальной поддержки многодетным семьям предусмотрена федеральным законодательством, органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения расходов, понесенных коммерческими организациями в связи с представлением льготы, как это предписано п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431, а на уровне субъекта Российской Федерации (Курганской области) не принят нормативный акт, устанавливающий соответствующие меры социальной поддержки для многодетных семей, суд первой инстанций пришел к верному выводу о том, что расходы на реализацию вышеуказанных мер в отсутствие правового регулирования порядка их финансирования относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах газоснабжающей организации, возникших в результате предоставление многодетным семьям указанной льготы несет Российская Федерация, следовательно, убытки,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А07-2765/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также